Сейчас они сосредоточились на Купянске и его окрестностях. Купянск — небольшой старинный городок с населением около 30 тысяч человек в 116 км от Харькова. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, он является ключевым населенным пунктом Харьковской области и крупным железнодорожным узлом на востоке Украины. Через него проходит важнейшая транспортная магистраль из РФ по направлению к Харькову.
Украина.ру побеседовала с ними об обстановке в регионе и актуальных проблемах, с которыми сталкиваются местные жители.
— Почему вы ведете свою волонтерскую деятельность именно в Харьковской области?
Дмитрий Лужецкий: Так совпало, что супруга Ярослава родом из Купянского района Харьковской области, когда вооруженные силы РФ заняли часть региона, мы поехали к родственникам, ибо при украинской власти это было невозможно. Мы увидели масштаб гуманитарной катастрофы, когда у людей нет денег, лекарств, продуктов, перебои с коммунальными услугами, внутри что-то перевернулось.
Ярослав Лужецкий: Мы не могли игнорировать тяжелую ситуацию, которая сложилась потому, что киевский режим бросил людей на произвол судьбы, а российские военные все-таки не могут решить все возникшие проблемы мирного населения.
— С какими основными проблемами сталкиваются люди в Купянском районе? Хватает ли для всех российской гуманитарки?
Дмитрий Лужецкий: Гуманитаркой обеспечить всех желающих невозможно. Сейчас количество населения Купянска и окрестностей там увеличилось, потому что туда приехали много беженцев из Харькова, подконтрольной Украине частей Луганской области. Одной гуманитаркой не обойдешься, нужно полноценно наладить там жизнь: поставки продовольствия, топлива, медикаментов, чтобы работали предприятия, люди могли себя обеспечить.
— Насколько быстро можно наладить цепочки снабжения, бесперебойные поставки, в том числе водоснабжения, электроэнергии, связь?
Дмитрий Лужецкий: Снабжение региона необходимым можно наладить довольно быстро, нужно решение по урегулированию таможенного законодательства. Ввиду близости российской границы логистика поставок не очень уж сложная, но много зависит от таможни.
Ярослав Лужецкий: Что касается электричества, перебои, конечно, имеются. Проблема характерна не только для Купянского района. В частности, уже 2 недели оно отсутствует в городе Волчанск, находящемся рядом с границей Белгородской области. Там решить проблему трудно, ибо инфраструктура была полностью завязана на Харьков. Поэтому пока не произойдет освобождение Харькова, затруднения останутся. Нужно перестроить логистику, подписать договоры с поставщиками. Администрации освобожденных городов, когда они заработают в полной мере, должны это обеспечить.
В Купянске и его окрестностях, насколько нам известно, этот вопрос решают российские специалисты, его тянут из Сватово, хотя там тоже пока нужно увеличить мощности, чтобы хватало на весь район. Водоснабжение там местное, но, опять же, зависит от бесперебойного питания электричеством. Связь же тоже ловит плоховато, ее пытаются наладить специалисты компании «Мегафон».
— Какие в целом настроения у местных жителей? Как они оценивают ситуацию, насколько идут на сотрудничество с Россией?
Ярослав Лужецкий: Везде, где мы ездили — Купянск, Великий Бурлук, Приколотное, Волчанск, Ковшаровка — постоянно общаемся с людьми на рынках. За 2 месяца люди уже привыкли, и украинская пропаганда на них не действует так, как это было на протяжении последних 8 лет. Но все хотят полноценной нормальной жизни, обеспечения их элементарных потребностей. Присутствует некоторая боязнь неопределенности, поэтому о политике говорят неохотно. Ибо отсутствуют полноценные административные структуры, которые возьмут на себя ответственность за все происходящее в городах, поселках.
Дмитрий Лужецкий: Большинству людей без разницы под каким флагом строить свою мирную жизнь. Сейчас большинство местных жителей ждут полноценного хождения рубля, чтобы он стал постоянной валютой. Даже те, кто позиционировали себя сторонниками Украины, не ждут ее возвращения, ничего хорошего от нее люди не получали. В частности, инфраструктура там оставляет желать лучшего — те же дороги разбиты. Когда увидят, что Россия пришла всерьез и надолго, подавляющее большинство будут ей вполне лояльны.
— Как решается вопрос с правоохранительной системой, кто сейчас занимается поддержанием правопорядка?
Дмитрий Лужецкий: В большинстве городов Харьковской области, подконтрольных России, правопорядок поддерживает народная милиция ДНР и ЛНР, частично Росгвардия. Кое-где работают и российские спецслужбы, призванные бороться с возможными терактами, диверсиями и прочим, периодически выявляют агентов СБУ. Местные представители правоохранительных органов (полиции) пока занимают преимущественно выжидательную позицию.
— Сейчас Россией взята на вооружение стратегия создания военно-гражданских администраций. Известно ли вам что-либо в этой связи по Харьковской области?
Дмитрий Лужецкий: Военно-гражданские администрации создаются преимущественно там, где были боевые действия. Там же, где их не было, и решили сдаться добровольно, пытаются работать с украинскими администрациями при активной координации с Россией. Тот же мэр Купянска — характерный тому пример и местные вполне адекватно к нему относятся.
Ярослав Лужецкий: Большинство представителей украинских администраций все же бросили своих сограждан, убежав на подконтрольную Киеву территорию. Помощь компетентных специалистов из России здесь нужна. На нас по поводу возможной работы Харьковской ВГА никто не выходил, хотя за месяц нами совершено уже 5 поездок, все связи мы нарабатывали сами. Мы не ждем пока кто-то на нас выйдет, налаживаем общение, узнаем проблемы, пытаемся помочь людям тем, что в наших силах.
— С какими помехами, препятствиями в своей деятельности вы столкнулись, когда начали заниматься гуманитарными вопросами? Что бы вы порекомендовали сделать российским властям для урегулирования имеющихся пробелов?
Дмитрий Лужецкий: В последней поездке получилось у нас небольшое недопонимание с представителями народной милиции ДНР. Так как обычной мобильной связи почти нет, а передвигаемся на нескольких автомобилях, для поддержания коммуникации между собой мы используем рации. В Великом Бурлуке нас остановили, увидели рацию, меня и еще одного волонтера, который нам помогал, задержали, отвезли в Волчанск. Выяснение вопроса кто мы и почему там находимся заняло целую неделю, что серьезно спутало наши планы.
Ярослав Лужецкий: У нас есть коммуникация с компетентными структурами, нас поддерживает лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, поэтому больших проблем в нашей деятельности мы не испытываем. Мы ставим себе задачу добиться, чтобы продовольствие, бензин, лекарства завозились не только как гуманитарка, но и на более широкой основе. Бизнес должен функционировать, насыщая рынок необходимыми товарами и услугами.
— В своем телеграм-канале вы неоднократно пишете о помощи в том числе военным ДНР-ЛНР. Выходит, у них есть пробелы в обеспечении?
Дмитрий Лужецкий: Те военные ЛДНР, которым мы помогаем, стоят еще в зимней форме, поэтому имелась необходимость в нормальной форме и берцах, обеспечение военных народных республик сильно хромает. Каски и бронежилеты были далеко не тех классов, которые годятся для полноценных боевых условий.
— Может ли Россия сделать больше для решения гуманитарных проблем региона?
Дмитрий Лужецкий: Российская Федерация много делает для помощи людям из освобожденных территорий. Это и гуманитарные конвои, которые приезжают постоянными потоками и режим максимальной помощи для беженцев. Тенденция в Купянском районе радует, надеемся, что вскоре полноценная мирная жизнь там будет восстановлена.
Ярослав Лужецкий: Объем работы действительно проделывается колоссальный, хоть, может, и не так быстро, как порой хотелось бы. Мы не сомневаемся, что с имеющимися вызовами Россия справится достойно.
— Когда и чем, по вашему мнению, закончится российская спецоперация в Украине?
Ярослав Лужецкий: На мой взгляд, когда будет разгромлена украинская группировка на Донбассе, нынешнюю украинскую власть ожидает коллапс, юг и восток страны Россия возьмет. Понятно, что запад всячески будет этому препятствовать, накачивая Украину оружием и снабжая разведданными.
Дмитрий Лужецкий: Предугадать планы командования ВС РФ сложно, но хотелось бы надеяться, что затягивать с военной частью операции не будут и большую часть Украины освободят от нацистов. Я не сомневаюсь, что Новороссия обязательно состоится в том виде, как это планировалось с 2014 г.
— Какие ближайшие планы?
Ярослав Лужецкий: Мы надеемся расширить помощь жителям освобожденных территорий. Сейчас находимся в процессе регистрации благотворительного фонда, который сможет заняться этими вопросами более системно. Пока же собираемся передать инсулин в Купянскую районную больницу, а затем наведаться в Изюм. По возможности способствуем выезду людей в Российскую Федерацию, кто не может это сделать самостоятельно. Будем стараться помочь максимальному количеству мирных жителей, ведь, как ни крути, это наши люди.