Пока народ озабочен выживанием, власти и активисты решили заняться борьбой с историко-культурным наследием города времен Российской империи и СССР. Также наращиваются репрессии против несогласных с действующей политикой режима Зеленского на «тотальную войну до последнего украинца».
Затопление «Москвы». В чем стратегическая важность Одессы для Запада
Ключевым событием прошедшей недели в военном отношении стало затопление под Одессой флагмана российского Черноморского флота — крейсера «Москва», что вызвало приступ ликования «ура-патриотов». По мнению мэра Геннадия Труханова, данное событие «сняло одну из основных угроз в акватории Чёрного моря», в связи с чем в акватории залива взрывали мины.
Поступает все больше сведений, что значительная роль в затоплении «Москвы» принадлежит специалистам из НАТО, которые координировали атаку украинских военных. Крейсер обладал дальним комплексом ПВО С-300Ф, способным обнаруживать цели на дальности 300 км. А этого было вполне достаточно, чтобы заблокировать поставки военной техники и оружия по воздушному пути. Дальность ракет крейсера позволяла наносить удары по району Одессы прямо из Севастополя. Но выдвижение к Одессе позволяло контролировать территорию южной части Одесской области, половину Молдавии и побережье Румынии. При таком раскладе осложнялись поставки военной техники.
Пентагон понимает стратегическое значение Одесской области, через которую идёт 70 процентов внешней торговли Украины. Три морских торговых порта, а также крупнейший на юге железнодорожный узел делают город стратегически важным с точки зрения военного планирования. В Одессе ещё осталась определенная военная инфраструктура, которой, несомненно, пользуются и ВСУ, и нацбаты.
Кроме того, там расположены мощности по перевалке нефти и нефтепродуктов, включая дизель и керосин, в частности компания «Синтез Ойл» Игоря Коломойского, которая через море поставляла нефть на Кременчугский НПЗ. Порты Одесчины — главная артерия импорта топлива для нужд ВСУ. Кроме того, Одесса, несомненно, станет одной из ключевых перевалочных баз по доставке Украине вооружения из США и ЕС. По некоторым данным, уже поставлены несколько переносных зенитно-ракетных комплексов «Мистраль» французского и «Перун» польского производства, которые установят на борта уцелевших катеров ВМСУ с целью усиления противодействия ЧФ РФ.
Наконец, для микроэлектронной индустрии США Одесса имеет отдельное стратегическое значение — там расположен завод «Криоин», производящий неон, без которого невозможно производство микрочипов. Украина обеспечивала около 90% поставок этого газа для США. Поэтому деблокада Одессы и создание угрозы Черноморскому флоту РФ — вопросы принципиальные, на решение которых брошены колоссальные ресурсы.
Некоторые одесситы пытаются отвлечься морскими прогулками
Обстрелы города и области были минимальными, но сирены воздушной тревоги звучат от 2 до 4 раз в день, что, конечно, не добавляет оптимизма мирным гражданам. Вместе с тем, определенную демилитаризацию пережил центр — на улице Дерибасовской сняли противотанковые ежи, переброшенные в Николаев. Некоторые даже посчитали, что это даст возможность открыть летние кафе, ведь город живет за счет торговли и туризма. Однако в нынешних условиях говорить о туристическом сезоне не приходится совсем.
Хотя установившаяся теплая погода все-таки толкает некоторых совершать вылазки на морское побережье. Но территории пляжей продолжают быть заминированными, а одного отчаянного смельчака, который решил искупаться в море, увела в неизвестном направлении тероборона.
«Проинспектировал сегодня Аркадию. Деревья цветут, теплое солнце, соленый ветер, чистая вода уже манит первых смельчаков. Но всё оцеплено, предупреждения о минах, куча автоматчиков, к воде прохода нет вообще. А по сети гуляет сцена отлупа одного из купальщиков бдительной теробороной. Но Госдеп США предположил, что война может продлиться до конца года. В общем, есть опасения, что открытие пляжного сезона на майские откладывается, если вообще состоится. Хотя есть еще Хаджибей, надеюсь, к лиману подходы от пущей бдительности не заминировали. Вот и будет новое место летнего паломничества одесситов», — считает Вячеслав А.
Мэрия соревнуется с националистами в уничтожении исторического наследия
Мэрия Одессы в последнее время взялась наперегонки с националистическим активом предпринимать усилия по дерусификации и борьбе с неугодным нынешней Украине историко-культурным наследием. Так, по инициативе мэра Геннадия Труханова с расположенной возле горсовета таблички с перечнем городов-побратимов убрали Волгоград, Москву, Ростов, Санкт-Петербург и Таганрог. Вместо них собираются разместить «дружественные Украине города». Одесситы такой заботы не оценили, многие оставили негативные отзывы на странице мэра в соцсетях.
«Ужас. А есть дела важнее? Политики доводят страну и простой народ до разорения», — пишет Оксана С.
«У мэрии нет дел более важных, кроме как ерундой маяться? Война вовсю идет, а Труханов меняет указатели. И смешно, и плакать хочется. Деградация человечества», — вторит ей Марина Г.
«Зачем ВСУ и тероборона заседает в школах, детских садах, училищах и прочих подобных объектах? Это кто кого защищает», — негодует Наталья П.
А вот известный националист из Кировоградской области, окопавшийся в Одессе Демьян Ганул отметился на традиционной для националистов акции вандализма. Он «победил» памятник легендарному советскому комбригу времен гражданской войны 1918-20 годов Григорию Котовскому, похваставшись поступком в соцсетях. Многие одесситы, даже с проукраинскими взглядами, осудили его действия. Ганулу вспомнили его неодесское происхождение, указывая, что решать судьбу памятников и улиц должны горожане, а не уличные хулиганы-«активисты». От людей звучали разные предложения — от отправки «патриота» на фронт для деблокады Мариуполя до применения мер физического воздействия.
К сожалению, группы вооруженных отморозков, подобных ему, поддерживаемые государством, стоят над любыми законами и творят что хотят по праву силы. Ранее Ганул уже анонсировал «охоту на местных сепаратистов». Увы, есть серьезные опасения касательно далеко идущих амбиций националистов: они вполне могут попытаться снести памятник отцам-основателям Одессы (или, как его называют в народе, памятник Екатерине Второй), монументы Пушкину, Утесову, градоначальникам времен Российской империи. В общем, убрать все, что напоминает о Жемчужине у моря как городе русской истории и культуры. И помешать этому не сможет никто.
Оппоненты киевской власти находятся в отчаянии и рискуют попасть под репрессии
Оппоненты национализма и те, кто имеет пророссийские симпатии, сейчас вынуждены молчать, опасаясь возможных репрессий властей. СБУ проявляет большую ретивость в деле поиска «шпионов и диверсантов». Но в отсутствие реальных российских ДРГ ловят тех, кто активно критиковал и проявлял нелояльность режиму. Особое «внимание» обращают на тех, кто в свое время поддерживал Куликово поле, — им «шьют» уголовные дела сплошь и рядом.
Недавно суд решил продлить арест оппозиционного журналиста Юрия Ткачева до 5 мая. Журналиста обвиняют в незаконном хранении оружия и боеприпасов, подброшенных самими же эсбэушниками в ходе обыска. В ходе последнего заседания стало известно следующее: СБУ проводит лингвистическую экспертизу материалов телеграм-канала Ткачева. Это может значить, что СБУ, понимая бездоказательность нынешних обвинений, может выдвинуть другие: в «посягательстве на территориальную целостность» (статья 110 Уголовного кодекса) или в «государственной измене» (статья 111), типичных для политзаключенных «майданной» Украины. Процессы по таким делам могут проходить годами, а человека будут систематически держать в тюрьме.
Была также информация о задержании лидера общественного движения «Одесса за порто-франко» Алексея Цветкова, но его дальнейшая судьба неизвестна.
В преддверии 8-летия трагедии в Доме профсоюзов те, кто помнит и чтит память ее жертв, находятся на грани полнейшего отчаяния. Скорее всего, власть сделает все, чтобы воспрепятствовать возложению горожанами цветов на площадь перед Домом профсоюзов, в том числе путем банального запугивания и усиления комендантского часа.
«Хочется очень многое успеть рассказать о нас, о ребятах, о нашей Одессе… Вспомнить всех поимённо, всех, кто оставил свои сердца, свою жизнь там, на нашем родном — Куликовом поле. Почти 8 лет прошло, а на душе незыблемая рана, незаживающая рана. Ненависть зашкаливает, беспомощность приводит в недоумение. И ничего невозможно с этим поделать», — делится своими ощущениями Людмила С.
Все это накладывается на опасения обстрелов, возможного повторения в Одессе сценария Мариуполя или Харькова, где во многом по вине ВСУ и нацбатов страдают и гибнут мирные жители. В общем, куда ни посмотри, а оснований для веры в светлое будущее нет.