Пассажиропоток из стран ЕС и Молдавии на въезд в Украину 16 апреля впервые с начала спецоперации ВС РФ превысил поток на выезд, сообщила Госпогранслужба Украины. Накануне подобный факт впервые с 24 февраля был зафиксирован на польско-украинском участке границы.
Согласно данным ведомства, обнародованным в соцсетях, 16 апреля на Украину снова въехало рекордно большое число людей — более чем 38 тыс. по сравнению с более чем 36 тыс. накануне, в том числе украинцев — 35 тыс. по сравнению с 32 тыс. в пятницу, 15 апреля.
В то же время в обратном направлении поток сократился до более чем 32 тыс. с почти 38 тыс. днём ранее.
Ведомство также уточнило, что за прошедшие сутки число оформленных транспортных средств с гуманитарными грузами выросло до 500 с 420-425 в предыдущие два дня.
Согласно данным пограничной службы Польши в одной из соцсетей, 16 апреля из страны на Украину въехало 22 тыс. против 25,1 тыс. накануне.
В обратном направлении поток составил 19,2 тыс., что на 21% меньше показателя 15 апреля, а за 7 первых часов воскресения он упал еще на 22,5% — до 4,2 тыс.
Согласно данным УВКБ ООН на 13:00 15 апреля, всего Украину с 24 февраля покинуло (без учёта потока на въезд) 4,84 млн чел., из них Польша приняла 2,74 млн, Румыния и Молдова — 797,31 тыс., Россия — 484,73 тыс., Венгрия — 454,1 тыс., Словакия — 332,71 тыс., Белоруссия — 22,83 тыс. человек.
Как отмечало Минобороны РФ, украинские военные и националисты препятствовали выезду жителей украинских городов в Россию и Белоруссию.
Женщины-снайперы и не только
Националистка Елена Билозерская, воюющая в подразделении ультраправых «группа Вольфа», рассказала о службе женщин-снайперов.
«Женщин на боевых должностях в армии становится всё больше. Сколько именно снайперов, я не знаю, но это — довольно распространённое явление. Даже в 2014 году, когда женщины на передке (на передовой — Ред.) были единицы, незнакомые военные меня спрашивали: «Ты медик или снайпер?» Т.е. снайпинг с самого начала считался «женской» профессией. А сейчас уже полно и пулемётчиц, и артиллеристок, даже танкистки есть», — отметила она в комментарии изданию «Украинская правда».
Она также рассказала, что женщинам не тяжелее служить, чем мужчинам.
«Сейчас все настолько привыкли к женщинам в войске, в частности и на передовой, что если командир нормальный, женщинам служить не тяжелее, чем мужчинам. Я не думаю, что у женщин есть какие-то специфические потребности, которые мешают им служить. Правда, на днях две мои подчинённые отпросились у меня, знаете, куда? Сделать маникюр! Я отпустила, но была немного удивлена», — рассказала она.
При этом Билозерская призналась, что у неё самой из косметики нет.
«У меня самой тут даже ничего из косметики нет, я вообще не думаю о таких вещах. Но если девчата с маникюром чувствуют себя лучше, чем без него, то почему бы и нет, если обстановка позволяет отлучиться», — отметила Билозерская.
Она также заявила, что среди снайперов считается неправильным стрелять по мирным жителям. Но не из гуманных побуждений.
«Снайперы на работают по гражданским. И тут даже не гуманизм играет «первую скрипку». Просто лёгкая цель — недостойная цель, можно потерять уважение в профессии. Это всё равно, что мастер спорта по боксу побьёт семилетнего мальчика», — заявила Билозерская.
Вместе с тем, многие выжившие мирные жители Мариуполя рассказывали, как население города расстреливали именно украинские снайперы.
«Однажды людей украинский снайпер убил прямо на наших глазах. Он сначала дал предупредительную очередь под ноги, но они продолжили идти. Видимо, весомые были причины для этого, может к детям спешили или старикам. В следующее мгновение они были застрелены им», — рассказывал 13 апреля в комментарии Telegram-каналу «Донбасс решает» житель Мариуполя Михаил.
По его словам, убитые были мужчиной и женщиной лет 50. Их трупы так и остались лежать на тротуаре.
В канале «Донбасс решает», набрав в поиске слово «снайпер», можно найти много страшных свидетельств жителей Мариуполя.
Кроме того, Билозерская заявила: она не убивает солдат, когда те эвакуируют раненых. В то же время, этого правила придерживаются не все её сослуживцы.
«Я лично не работала по вражеским солдатам, когда они занимались эвакуацией раненых. Ясное дело, не все так делают. Правила не распространяются на всех в профессии. У каждого своё», — отметила Билозерская.
Она также рассказала о приметах и суевериях украинских снайперов.
«Есть примера, например, что нельзя брать «личняк» (личные вещи) с тел убитых врагов. Можно и нужно брать оружие, боеприпасы, документы. А вот кольцо или часы — нельзя. Кто такое сделает — быстро погибнет», — рассказала она.
В то же время, в Мариуполе украинские националисты и военные присваивали вещи убитых ими мирных жителей для того, чтобы выбраться из города.
Опасения киевской власти
Киевской городской военной администрации Николай Жирнов в интервью «Вечернему Киеву» заявил, что власти столицы Украины опасаются наступления России.
«Российская Федерация имеет большие ресурсы — как человеческие, так и технические. Мы понимаем: чтобы подготовиться, противнику нужно время. Но мы также понимаем, что от своей цели завладеть как столицей, так и всей Украиной он не отказался. В настоящее время враг пополняет свои потери, накапливает ресурсы и ремонтирует технику, готовит ее к применению. Понимая это, мы готовимся ко всем возможным сценариям и даже к худшим — к повторной попытке взять Киев», — заявил Жирнов.
В связи с этим Жирнов призвал киевлян повременить с возвращением.
«Хотя мы понимаем, что Киев как политический и экономический центр должен жить, и определённая часть жителей должна вернуться, но мы просим сегодня в первую очередь женщин, детей, людей пожилого возраста, у которых есть где проживать за пределами города — не возвращаться, ведь существует опасность как авиационных и ракетных ударов, так и действий ДРГ противника. Да и вообще противник не отказался от цели захватить столицу», — заявил Жирнов.
При этом ранее ряд украинских военных, даже украинские националисты, заявляли: из-за слухов о вражеских ДРГ перепуганные бойцы украинской теробороны убили многих украинских военных и мирных жителей на блокпостах. Среди их жертв оказались и врачи «скорой помощи».
Жирнов заявил, что основное условие для безопасного возвращения в Киев — окончание спецоперации ВС РФ.
«В противном случае даже снижение интенсивности боевых действий также несёт опасности», — подчеркнул Жирнов.
Обстановка на Украине остаётся напряжённой.