Очевидно, что в нынешних условиях, при разгуле националистического террора и произвольных арестах всех, кто не согласен с политикой и идеологией режима, любая украинская социология будет отражать именно такие настроения. Альтернативные варианты ответов могут стоить респонденту жизни, что многие из них прекрасно понимают.
Опрос назывался «Украина в условиях войны». По его результатам, гордость за свое государство испытывают 80% опрошенных. Еще 9 месяцев назад, в августе 2021 года, о гордости за Украину говорило лишь 34% респондентов. В то же время печаль по отношению к Украине испытывают 32% людей, радость — 20%, страх — 16%, гнев — 11%, заинтересованность — 6%.
С прошлого года существенно выросло количество людей, определяющих себя как "граждан Украины" (с 75 до 98%). В стране также вдвое увеличилось количество населения, идентифицирующего себя как "европейцев" (с 27 до 57%). В то же время, все меньше украинцев называет себя "советскими людьми". Если в августе прошлого года их было 21%, то сегодня это всего 7%.
Также 91% не поддерживает тезис, что украинцы и русские — это один народ. Если в августе 2021 года одним народом русских и украинцев считали 41% респондентов, то сегодня с этим согласно лишь 8%.
Почти две трети (64%) опрошенных считают, что восстановление дружеских отношений между украинцами и россиянами в будущем невозможно. Еще 22% населения уверены, что такое может быть лишь через 20-30 лет. Около 10% полагают, что примирение возможно в течение ближайших 15 лет.
76% респондентов поддерживают идею переименования улиц и других объектов, названия которых каким-либо образом связаны с Россией. 81% опрошенных считают, что украинскому бизнесу, продолжающему работать в Российской Федерации, следует увеличить налоги.
Более половины (51%) выступают за запрет канонической УПЦ на территории Украины. Такие настроения распространены больше на западной Украине. Только 20% считают, что государство не должно вмешиваться в церковные дела.
Около 80% респондентов заявили, что участвуют в защите Украины тем или иным образом. Из них 45% утверждают, что помогают обороне Украины финансово. Волонтерством и помощью гражданскому населению занимаются 35%, в «информационном сопротивлении» участвует 18%. Также 13% респондентов работает в критической инфраструктуре, 3% участвуют в теробороне, и еще 3% сами являются военными.
Российская военная операция действительно вызвала рост националистических настроений в одном сегменте украинского общества, как и определенную надежду в другом. Однако «неправильный» или не совсем патриотический ответ сейчас чреват нападением, арестом или даже убийством. В такой ситуации не может быть никакого доверия искренности респондентов.
Также следует обратить внимание, что украинские социологические службы и раньше были замечены в манипуляциях данными опросов. В условиях действующего на Украине военного положения все СМИ обязали проводить жесткую националистическую политику. Альтернативные СМИ на Украине просто закрыли решением СНБО. То же касается и социологических служб. Даже если вдруг окажется, что значительная часть общества недовольна действиями украинской армии или правительства, такие результаты просто не опубликуют, поскольку социологов могут привлечь за распространение панических настроений и «содействие врагу».
Недавний опрос Центра Разумкова показал, например, что 89,1% украинцев верят в победу над РФ. Не уверенных в этом было лишь 1%, остальные затруднились с ответом. Такая уверенность противоречит самой логике и балансу сил двух стран. Однако социологи обязаны показывать такую уверенность.
Другой опрос «Рейтинга», проводившийся в конце марта, показывал, что 78% опрошенных считают, что дела на Украине двигаются в правильном направлении. Также, по данным опроса, 95% верят в то, что Украина сможет отразить «нападение РФ». Уровень поддержки вступления в НАТО составил 68%, а в ЕС — рекордных 91%.
Обратим внимание, как придворные социологи Киева обхитрили сами себя. Все последние годы опросы показывали, что подавляющее большинство украинцев (от 65 до 80%) считали, что страна движется в неправильном направлении. И только в марте 2022-го, в разгар российской операции, 78% утверждают, что страна якобы движется, наконец, в правильном направлении.
Социологи, очевидно, хотели продемонстрировать поддержку властей, но по логике вещей получается, что «правильное направление» заключается в активных боевых действиях, разрушении городов, гибели украинских военных и гражданских, уничтожении инфраструктуры и массовому бегству миллионов жителей из страны.
Получается, что в 2021 году три четверти украинцев считали, что страна идет неправильным курсом, и только когда российские войска стоят под Харьковом и Николаевым, страна вдруг пошла верным курсом. Такая нелогичность лишь подчеркивает тот факт, что в нынешней ситуации нельзя воспринимать всерьез результаты украинских опросов.
Реального отношения граждан Украины к тем или иным вопросам сейчас никто не сможет определить.