О том, что в Бородянке много жертв среди мирного населения, заявил глава гуманитарного штаба Киевской области Алексей Кулеба.
«Посёлок превратился в руины: уничтожены дома и инфраструктура, на улицах стоят обгоревшие машины. И самое страшное — сотни убитых гражданских людей, сотни раненых», — заявил вечером 5 апреля Кулеба.
Он обвинил РФ в «геноциде украинцев».
На следующий день, 6 апреля, украинские журналисты устремились в Бородянку. На сайтах украинских и зарубежных СМИ появились фоторепортажи из этого посёлка Бучанского района Киевской области.
О том, что Украина будет педалировать тему Бородянки, заявлял и советник главы Офиса президента Украины Алексей Арестович.
«Давайте сразу скажем, что Буча — это далеко не последняя резня, которую мы увидели. Сейчас пошли первые данные из Макарова и Бородянки, там, говорят, ситуация ещё хуже», — отмечал он ещё 4 апреля в комментарии публицисту Юлии Латыниной.
На следующий день — вечером 5 апреля — Арестович в интервью адвокату Марку Фейгину повторил это заявление.
«Буча — это не самое страшное. Бородянка. В Бородянке все, кто успел побывать, по числу говорят, все, кто побывали. Я не хочу оперировать конкретными подробностями, покуда сам там не побываю: я поеду завтра-послезавтра», — заявил Арестович.
Примечательно, что ещё две недели тому назад, 22 марта, появилось видео интервью с жителем Бородянки — Николаем Ганиным. Он рассказал, кто виновен в гибели жителей посёлка.
«Я — Ганин Николай. Проживал в городе Бородянке — цветущем, который сейчас находится в руинах и которого практически нет из-за территориальной обороны. Она пыталась защитить не знаю кого: поселкового главу, местных депутатов», — рассказал Ганин.
Он рассказал, что происходило в посёлке.
«Наши местные мародёры, алкоголики, наркоманы и неизвестные люди, начали грабить магазины: выносить спиртные напитки и не только, грабить дома. Они носили мешками, торбами, хотели нажиться на этом. Но это тоже был не последний момент. Забомбило дом, центральное помещение, центральный пролёт. Там в подвале находилось 100 человек. Они там и остались. Туда не пускали спасателей — тероборона или не знаю кто», — рассказал Ганин.
Сам Ганин эвакуировался в близлежащее село к своей тётке. Однако украинские солдаты позже оборудовали позиции у их дома. В завязавшейся перестрелке были ранены дети Ганина. Дочь мужчины получила ранение в тазобедренный сустав. Когда подоспели российские солдаты, они вызвали эвакуационную машину. Ребёнка отвезли в Гомель, где прооперировали.
Оборону города украинские власти доверили главе местного совета Георгию Ерко — стороннику Петра Порошенко. Тот спровоцировал проходящие мимо города российские войска на перестрелку.
«Самое страшное случилось в районе городских многоэтажек. Когда стало понятно, что ночной бой приближается к высоткам, нацики из спортклуба «Монолит» и местной федерации боев без правил, которыми, кстати, руководил сын мэра Роман, «уговорили» жителей панельных домов в целях безопасности спуститься в подвалы, а сами устроили в их квартирах и на крышах домов огневые точки. В ход пошли не только автоматы, но и гранатометы с минометами, в подъездах устроили склады боеприпасов, а кто-то самый умный (скорее всего, начальник управления полиции) доложил в областной штаб теробороны, что москальские танки попали в западню и их можно уничтожить огнем артиллерии. И по центру города заработали «Грады» <…> От двух разрывов, вероятно, сдетонировали арсеналы на первых этажах, в результате чего целые подъездные секции сложились как карточные домики, обрекая людей в подвалах на смерть под завалами», — рассказывалось в публикации Telegram-канала «Київська Русь», автор которого и выложил видео с Ганиным.
Когда противник отошёл, тероборона вместо спасения людей вместе с ВСУ начала перестрелки с мародёрами. Позже, когда жить в городе из-за инфраструктурного коллапса стало невозможным, Бородянку покинула тероборона во главе с Ерко.
«Когда через неделю для пресечения мародерства и наведения порядка в тылу в безлюдный город вошли части Росгвардии, пенсионерки из окрестных частных домов рассказали российским военным страшную историю о заживо погребённых людях», — отметил автор канала.
Примечательно, что сейчас Ерко обвиняет во всём российских военных.
«Люди, находившиеся в подвалах, оказались похороненными заживо. Мы сразу пытались откопать их. Была объявлена воздушная тревога. Потом снова пошли колонны, танки, БТР — и стреляли по машинам и людям, которые пытались откопать людей. Мы обращались к ним письменно — они раскапывать не давали. Потом был оккупирован наш городок», — заявил он в интервью изданию «Обозреватель» 5 апреля.
Однако слова местных жителей свидетельствуют: именно Ерко в ответе за всё произошедшее. Впрочем, вряд ли стоит надеяться на проведение Украиной беспристрастного расследования того, что происходило в Бородянке в эти дни
«Пленных — можно»
Вечером 6 апреля начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев заявил, что Украина отказалась от выполнения Женевской конвенции касательно пленных.
«Достоверно установлено, что к российским военнослужащим применяются пытки, насилие, издевательства, которые своей бесчеловечностью копируют действия карателей в годы Великой Отечественной войны, и всё это широко распространяется в сети Интернет и средствах массовой информации. Подобные вопиющие факты остаются к сожалению без внимания мировой общественности, в том числе ООН, ОБСЕ и МККК», — отметил Мизинцев.
Он указал, что западные страны не только осведомлены в грубых нарушениях Киевом международного гуманитарного права в отношении российских военнопленных, но и пытаются помочь украинским властям избежать ответственности.
«Об этом свидетельствует то, что киевский режим ещё 1 апреля текущего года уведомил внешнеполитическое ведомство Великобритании о том, что не намерен соблюдать Женевскую конвенцию при обращении с российскими военнопленными. Кроме того, украинские власти убеждают западные страны побудить Международный Комитет Красного Креста отказаться от попыток получить доступ к российским военнопленным», — рассказал Мизинцев.
По его словам, такие манипуляции вокруг российских военнослужащих «убедительно свидетельствуют, что власти многих западных государств становятся соучастниками бесчеловечных преступлений украинских неонацистов».
В тот же день в интервью Тимуру Олевскому командир «Грузинского легиона» Мамука Мамулашвили заявил, что отдал приказ отдать пленных.
«Мы, «Грузинский легион», российских солдат в плен ни в коем случае брать не будем, так же как и кадыровцев. Ни одного человека в плен не попадёт», — заявил Мамулашвили.
Так он прокомментировал видео со зверским убийством российских военнопленных, в котором подозревают людей, называемых бойцами его легиона: Теймураза Хизанишвили, Алексея Антонюка и Алексея Куцирина.
Мамулашвили попытался оправдать убийство, заявив, что раненых добивали, и они не обязательно являлись пленными. На вопрос Олевского о том, что у одного из убитых были связаны руки, Мамулашвили заявил — сам он этого не видел.
«Оккупантам порой связывают руки и ноги», — при этом отметил Мамулашвили.
Он также заявил, что убийцы на видео — не бойцы его подразделения. И снова повторил, что дал приказ своим людям в плен никого не брать.
«Они (российские военные — Ред.) находятся в статусе оккупантов в чужой стране. И почему кого-то должно расстраивать, что оккупантов убивают <…> Это такие же военные как я. Это украинские военные, которые не будут брать пленных, как и мы <…> Я дал команду своему батальону ни одного русского и кадыровца в плен не брать», — заявил Мамулашвили.
Он отметил, что принял такое решение после кадров из Бучи. При этом самое видео с убийством было записано ещё 30 марта, как отмечают некоторые источники.
При этом он назвал, что на видео с убийством пленных — «ровно такие же украинские военные, как и мы (бойцы «Грузинского легиона» — Ред.), вне зависимости от национальности».
Ранее Украина на наивысшем уровне говорила о том, что не приветствует жестокое обращение с пленными и все виновные в этом украинские военные будут наказаны. Всё это в очередной раз свидетельствует о том, что украинское руководство весьма условно контролирует собственные вооружённые формирования.
Между тем обстановка на Украине остаётся крайне непростой.