Давление ощущают все: от поставщиков подгузников до производителей семян и удобрений. Тотальный бойкот российского рынка продуцируется, креативится опытными специалистами цифрового фронта.
И это целая спланированная, подготовленная, высокотехнологичная кампания с обширной сетью активистов и IT-специалистов по всему миру, недооценивать угрозу которой опасно. Один из основателей и продолжателей движения — украинский бизнесмен Дмитрий Дубилет. Он учился в США и Великобритании. С 2012-2016 был IT-директором крупнейшего «Приват-банка», того который принадлежал Игорю Коломойскому и был скандально национализирован государством.
Дмитрий Дубилет также один из создателей Монобанка — первого мобильного банка на Украине. Успел поработать на государство. Полгода был Министром Кабинета министров Украины при премьере Гончаруке, а также советником главы СБУ Ивана Баканова. Словом, многогранная биография.
Так, 1 марта Дмитрий Дубилет объявил на своем телеграм-канале (насчитывает около 100 тысяч подписчиков) о запуске масштабного проекта под кодовым названием «Полная изоляция России». Инициатива быстро обрела сеть последователей и стала действенным механизмом давления на международные корпорации.
«Наша цель состоит в том, чтобы добиться от руководителей корпораций по всему миру отказа от любого бизнеса с Россией — ни экспорта, ни импорта, ни производства на ее территории. Бизнес с Россией должен стать таким же токсичным, как, скажем, использование детского труда. Давление на иностранные компании сейчас оказывается со всех сторон. Все видят системную работу Минцифры по изоляции РФ от ведущих сервисов. Через официальные каналы работают министерства экономики, инфраструктуры и другие. Огромную работу делают украинцы из fashion-индустрии (видели, сколько брендов уже ушли оттуда?). Также мы объединили усилия по инициативе boycottrussia. В последние несколько дней многие компании объявили о приостановке бизнеса из России. Эти новости радуют, но расслабляться нельзя. Во-первых, этих компаний все еще мало. Во-вторых, многие явно пытаются усидеть на двух стульях. В-третьих, в большинстве своем эти компании из индустрий B2C, однако, чтобы действительно остановить экономику страны-агрессора, свой бизнес там должна прекратить не только условная Coca Cola, но и, например, производители оборудования для бурения или поставщики электронных компонентов»,- написал Дубилет.
Также банкир разъяснил, как устроена «кухня» информационного фронта и сколько «солдат» на этой войне: «В банкирском сленге есть термин "календарь давления". Это алгоритм коммуникаций с клиентами, не возвращающими кредит. Обычно все начинается с вежливых СМС напоминаний, а заканчивается менее вежливыми коллекторами и исками в суд. Мы планируем поступать по тому же принципу — от официальных писем (от украинских министерств, ассоциаций и т.п.) и акций в соцсетях до, возможно, офлайн акций возле хед-офисов компаний. Мы выделяем около 100 областей для системной работы. В каждой отрасли мы создаем рабочие группы, которые будут методично давить на красные компании, и начинаем вести белые и красные списки компаний. Сейчас к инициативе присоединилось более 4000 волонтеров. Из этого числа мы наполняем состав 100 наших рабочих групп, а также привлекаем всех к массовым задачам (например, для давления в социальной сети)».
Как это работает на практике. Армия активистов прочесывает информационное пространство, отслеживает, какие компании остались на российском рынке, они составляют списки и начинают целенаправленную работу по давлению на руководство этих компании. Действуют они через сотрудников этой компании по всему миру, особенно в головных офисах. Фактически речь идет о почти промышленном шпионаже. Потому что активисты движения по экономической блокаде России призывают сотрудников анонимно сообщать о планах компании, слабых местах, уязвимых позициях в отношении российского сотрудничества. То есть, шпионить в пользу Украины.
И результаты такой работы впечатляют. Так 17 марта активисты доложили о «победе» над компанией Unilever — крупнейшего в мире производителя бытовой химии и продуктов питания. После обращения Зеленского и протестов в Лондоне, организованного активистами совместно с посольством Украины, компания заявила об остановке экспорта и импорта, инвестиций и рекламной кампании в России. Так обработали Toyota (работа в процессе), Bosch, Samsung.
Вот что пишет в своем телеграмм-канале Дубилет о тонкостях работы:
«На следующей неделе мы планируем проведение митингов у хед-офисов компаний, которые отказываются уйти с рынка России и прекратить финансирование путинских ракет. Мы будем организовывать эти акции совместно с украинскими посольствами, украинской диаспорой и вообще со всеми, кто готов поддержать Украину. Ниже я привожу список компаний и городов/стран, где планируются акции. Я обращаюсь ко всем с двумя просьбами: 1. Если вы и ваши знакомые теоретически можете принять участие в акции, пожалуйста, заполните краткую форму (прилагается). Мы будем отдельно согласовывать со всеми время и место и вообще пришлем всю необходимую информацию. 2. Нам необходима краткая аналитика по этим компаниям. АНОНИМНО! Просьба ко всем, кто работает в этих компаниях или у кого есть какая-нибудь инсайдерская информация, пожалуйста, отправьте короткий емейл (прилагается). В этом емейле, пожалуйста, опишите, насколько велик у этой компании бизнес в России и почему она все еще медлит прекратить его. Также опишите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь болезненные точки, на которые нужно нажать, чтобы компания приняла решение о бойкоте России. И вообще, предоставите любую информацию по отношению вашей компании. Обращаю внимание, что это будет анонимно. Обещаю вам, что доступ ко всем этим емейлам буду иметь только я, а ваши имена не будут никому раскрываться. Ниже перечень компаний, по которым планируются митинги и по которым я прошу всех делиться инсайдерской информацией:
Unilever — Лондон, Великобритания,
Metro — Дюссельдорф, Германия,
Danone — Париж, Франция,
Nestlé — Веве, Швейцария
Colgate-Palmolive — Нью-Йорк, США
Johnson & Johnson — Нью-Джерси, США
Renault — Париж, Франция
SKF — Гётеборг, Швеция
Bosch — Герлинген, Германия
Danieli — Буттрио, Италия
Grundfos — Бьеррингбро, Дания
Syngenta — Базель, Швейцария
DuPont — Делавэр, США
Dow Chemical — Мичиган, США
Райффайзен — Вена, Австрия
Unicredit — Милан, Италия
Société Générale — Париж, Франция
Citi — Нью-Йорк, США
Активисты решили усилить давление и назначили митинг в Дюссельдорфе на 19 марта. Для этого разработали и разместили даже плакаты, которые можно скачать и распечатать. На плакатах нарисованы снаряды с логопипом МЕТРО, которые летят на мирные украинские города. Или еще один плакат с надписью «МЕТРО. Вам нравится убивать невинных детей?» или «70% россиян поддерживают войну в Украине. МЕТРО вы одни из них?» Плакаты на английском и немецком языках. Будем, наблюдать, как отреагирует компания на такое беспрецедентное давление. И сможет ли отделить интересы бизнеса от политики".
Кстати говоря, именно команда Дубилета разработала чат-боты и организовала работу колл-центров по обзвону граждан России с призывами выходить на массовые протесты. Чтобы понимать масштабы охвата аудитории, в Москве несколько знакомых уже получали такие звонки. Как это работает? В телеграм-канале создан бот, которому можно отправить 10 номеров телефона близких и родственников в России или Беларуси. На эти номера поступают СМС и звонки с заранее подготовленными текстами. Это многократно эффективнее, чем таргетированная реклама в соцсетх, которую можно заблокировать. Это адресная работа, отследить которую очень сложно.
Конечно, работа всех этих сервисов и ботов вряд ли серьезно повлияет на ситуацию. Но учитывать эту систему давления на бизнес и родственников в России, которым звонят из Украины с целью организации незаконных митингов, властям необходимо.