«АвтоВАЗ» с 5 марта приостановит производство автомобилей на своем заводе в Тольятти на неопределенный срок из-за дефицита немецких полупроводников. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника в компании. Уточняется, что проблемы у автоконцерна начались еще во время логистического сбоя из-за пандемии, а теперь усугубились западными санкциями и колебаниями курса валют.
- Алексей Николаевич, что сейчас нужно сделать, чтобы облегчить ситуацию на этом заводе и на других предприятиях по производству и сборке автомобилей?
— Знаете, была новость с завода Mazda-Sollers во Владивостоке, который сообщил, что у них все в порядке, и что они будут работать. Поэтому нельзя говорить, что недостаток запчастей — это тотальная проблема. Это проблема завода, который не озаботился тем, чтобы заранее запастись необходимыми ему деталями.
Сейчас люди вынуждены срочно искать альтернативу, и на рынке полно этой продукции. Тот же самый Китай, который является основным производителем этой продукции, может поставить все, что угодно. Просто коллегам из «Автоваза» нужно было подумать своей головой, что может быть из-за столь жесткой реакции Запада на спецоперацию на Донбассе, и сделать запас запчастей. Они этого не сделали, и мы получили то, что получили.
Поэтому сейчас им нужно быстро бежать на рынок и искать тех, кто может эти комплектующие поставить.
- Ждать ли сокращения зарплат или увольнений на предприятии?
— Разумеется, все это будет. Вопрос в том, насколько «Ростех», которому принадлежит АвтоВАЗ, готов к формальным и не формальным санкциям, которые были введены против «Ростеха» и других российских производителей. Мы с вами уже говорили, что ближайшие месяцы будут турбулентными, пока Россия не перестроится на новые логистические цепочки. И чем хуже подготовились производители, тем хуже мы переживем турбулентность.
- Один из страхов этих санкций состоит в том, что невозможно будет достать дорогие лекарства от рака. Можем мы переориентироваться на Индию в этом вопросе?
— Индия производит большое количество лекарств. Это один из мировых хабов. Но никто не запрещал поставку лекарств в Россию, ни США, ни Европа. Более того, Минздрав заявил, что они создали довольно значительные запасы критически важных лекарств, так что в ближайшее время проблема встать не должна. В среднесрочной перспективе нам действительно придется искать новых поставщиков. Но надо понимать, что критически важные товары, включая лекарства, не подлежат запрету. В какой-то момент возможны перебои, но они не будут критичными.
- Роман Абрамович заявил, что поскольку он попал под санкциями, то он продает «Челси», а вырученные от продажи деньги потратит на восстановление Украины. Можем ли мы как-то еще пощипать наших олигархов?
— Можем. Надо понимать, что основная производственная база олигархов здесь, в стране. И будет справедливо, если они заплатят дополнительные взносы на стабилизацию экономики.
- Каким образом? В виде налогов? Или добровольно что-то дадут?
— Можно в виде налогов. Можно с ними просто поговорить. Можно делать все, что делается в любой стране мира в экстренной ситуации.
- С экономической точки зрения, было бы нам проще, если бы мы устроили эту военную операцию в 2014-2015 годах, или не было бы?
— Мы действительно отстали от реальности, и мы недооценили наши слабости. Санкционная история проявила большое количество наших слабостей, к которым мы должным образом не смогли подготовиться. Реакцию российской экономики на то, что сейчас происходит, можно брать в качестве учебного пособия и отправлять правительству, чтобы показать им, что здесь и здесь надо исправлять. Перечень наших сегодняшних проблем — это руководство к действию для правительства по усилению страны. Это работа на много лет вперед.
- Вне зависимости от того, была бы спецоперация и были бы санкции?
— Да. В любом случае необходимо было сделать дальнейшие шаги вперед для того, чтобы обеспечить устойчивость нашей экономики. К сожалению, у нас выявился целый ряд проблем, с которыми мы не знаем, что делать, и которые необходимо исправить для нормального развития страны. Это недоработки правительства, за которые должен кто-то ответить, и которые надо немедленно исправлять.