По требованию большинство членов Совета Безопасности ООН 28 февраля в Нью-Йорке созвали чрезвычайное заседание Генеральной Ассамблеи, посвящённое ситуации на Украине.
Что на самом деле происходит в стране, объяснил постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя: «В ходе специальной военной операции Россия осуществляет право на самооборону от режима, стремившегося к восстановлению доступа к ядерному оружию. Президент Украины прямо заявил об этом 18 февраля в ходе Мюнхенской конференции, и это его утверждение было встречено аплодисментами участников конференции».
Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, Владимир Зеленский объявил, что поручил Министерству иностранных дел организовать саммит стран — подписантов Будапештского меморандума (РФ, США, Великобритания, Украина), согласно которому Киев ликвидировал свой ядерный арсенал в обмен на гарантии безопасности со стороны Москвы, Вашингтона и Лондона, а, если мероприятие не состоится, Украина признает документ недействительным. В свою очередь, министр обороны России Сергей Шойгу предупредил, что на Украине за советское время были созданы возможности по разработке ядерного оружия и носителей, сегодня в стране есть и оборудование, и технологии, и специалисты, которые могут восстановить ядерный потенциал.
«Задействовав статью 51 Устава ООН (о праве на самооборону — ред.), Россия не только защищает себя от националистической угрозы, но и восстанавливает действие целей и принципов Устава ООН на территории Донбасса и Украины, обеспечивает выполнение главной задачи Всемирной организации — предотвращение новой мировой войны», — добавил Небензя.
Дипломат отметил, украинские города, которые перешли под контроль российских вооружённых сил, живут в обычном режиме: там функционируют объекты жизнеобеспечения, работает транспорт и совместно с местной администрацией поддерживается порядок. То же самое относится и к Чернобыльской АЭС.
«Вы все знаете, что мы много раз говорили, что не планируем военной операции в Донбассе, если украинские власти и военные не будут напрямую угрожать этим республикам. Именно это имело место, у нас была достоверная информация, что планировалась военная операция. Это был шаг, неизбежный в данных обстоятельствах. В итоге перед лицом не снижающихся угроз жителям ДНР и ЛНР, а также ввиду отсутствия перспектив решения проблемы Донбасса в рамках Минских соглашений президент России Владимир Путин принял решение о специальной военной операции на Донбассе. Оккупация Украины в наши планы не входит. Цель этой спецоперации — защита людей, которые на протяжении 8 лет подвергались издевательствам и геноциду со стороны киевского режима. Для этого необходимо осуществить демилитаризацию и денацификацию Украины», — заявил Небензя.
Постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица ранее выступил с обвинением, что Россия якобы наносит удары по гражданской инфраструктуре.
Небензя вновь подчеркнул, что российская армия не угрожает мирным жителям Украины и не обстреливает мирные объекты.
«Вокруг российской специальной военной операции нагнетается пузырь лжи, фейков и дезинформации. В частности, именно разрушенные Вооружёнными силами Украины и националистами дома в Донбассе западные СМИ сейчас чаще всего беззастенчиво выдают за последствия нашей военной операции на Украине», — сказал он.
По словам дипломата, есть очень много фабрик, которые производят эти фейковые новости. У российской стороны нет подтверждённых данных о потерях среди гражданских лиц, хотя во время войны, естественно, может произойти всё, что угодно, однако для того, чтобы считать эти сведения достоверными, необходимо больше подтверждений, отметил Небензя, но сейчас с этим существуют сложности из-за активной пропагандистской кампании целой фабрики «троллей» против России.
Небензя подчеркнул, что угрозу для мирного населения Украины сейчас представляют украинские националисты, фактически взявшие в заложники жителей страны и прикрывающиеся ими как живым щитом.
«Реальная власть на Украине принадлежит радикалам и нацистам, у которых своя повестка. И президент Зеленский продемонстрировал, что он слаб, что у него нет политической воли и силы сопротивляться тем радикалам, которые являются главной политический силой на сегодняшней Украине», — добавил он.
Россия убеждена, что свою роль в урегулировании ситуации может и должна сыграть ООН: помочь сблизить позиции различных игроков, устранить причины для конфронтации, — однако попыток спокойно обсудить этот сюжет партнёры даже не предпринимают.
«Для нас вступление Украины в НАТО — красная линия прежде всего из военно-стратегических соображений. Размещение в этой стране инфраструктуры НАТО вынудило бы нас принять такие ответные меры, которые поставили бы Россию и НАТО на грань военного конфликта. Поэтому в декабре 2021 года мы предложили США и НАТО заключить договоры, дающие России гарантии безопасности, но наша «протянутая рука» американцами и натовцами была высокомерно отвергнута», — заявил Небензя.
В своих ответных посланиях Вашингтон и Североатлантический альянс проигнорировали ключевые требования России, включённые в проекты договора о гарантиях безопасности: отказ от дальнейшего расширения НАТО, отзыв «бухарестской формулы» о том, что Украина и Грузия станут членами Североатлантического альянса, отказ от создания военных баз на территории постсоветских государств, не входящих в НАТО (включая использование их инфраструктуры для ведения любой военной деятельности), возврат военных потенциалов и инфраструктуры НАТО к состоянию на 1997 год, когда был подписан Основополагающий акт Россия — НАТО — положения, имеющие для Российской Федерации принципиальное значение. После чего российская сторона предупредила, что «в отсутствие готовности американской стороны договариваться о твёрдых, юридически обязывающих гарантиях обеспечения нашей безопасности со стороны США и их союзников Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путём реализации мер военно-технического характера».
Небензя подчеркнул, что корень сегодняшнего кризиса вокруг Украины — в действиях самой Украины, занимавшейся многолетним саботажем своих прямых обязательств по Минским соглашениям. По его словам, ещё совсем недавно была надежда, что в Киеве одумаются и всё-таки реализуют комплекс мер, но очередное подтверждение высшим руководством страны неготовности к прямому диалогу с Донецком и Луганском, к предоставлению региону особого статуса окончательно убедило Россию в том, что мы просто не имеем право заставлять страдать жителей Донбасса и дальше.
«Украинская власть, которую в последнее время активно вооружали и подзуживали ряд государств, пребывала в заблуждении о том, что с благословения западных кураторов они могут добиться военного решения проблемы Донбасса», — добавил дипломат.
«Россия не начинала военные действия. Эти военные действия начала Украина против собственных жителей, жителей Донбасса и против всех несогласных с военной властью. Россия эту войну завершает. Как мы закончим операцию? Я сказал то, что сказал раньше президент Путин. Как только у нас будет понимание от украинских властей, что они готовы провести демилитаризацию и денацификацию, это будет шагом к её концу», — подытожил Небензя.