В Москве состоялись переговоры глав внешнеполитических ведомств России и Великобритании, очень символично, что это произошло 10 февраля, когда в России отмечают День дипломатического работника. Накануне встречи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что главной темой дискуссии станут гарантии безопасности, а посольство Великобритании — что Лиз Трасс едет для обсуждения ситуации вокруг Украины.
Сама министр иностранных дел Соединённого королевства написала в Twitter: «На этой неделе я нахожусь в Москве, чтобы послать решительный сигнал о том, что война на Украине будет иметь катастрофические последствия для России, Украины и безопасности Европы. Россия должна идти дипломатическим путём и уважать суверенитет и территориальную целостность Украины».
Посол России в Великобритании Андрей Келин отметил, что таким образом Лондон демонстрирует привычную американскую дипломатию, которая выражается в нежелании думать, а желании давить.
Перед началом переговоров в Москве главы внешнеполитических ведомств сделали короткие заявления о своих ожиданиях от встречи.
«Разумеется, наши страны как постоянные члены Совета безопасности ООН, союзники во Второй мировой войне, по итогам которой сложилась современная архитектура безопасности, несут особую ответственность за пресечение негативных тенденций в международных отношениях, выход на взаимоуважительный диалог, на поиск таких решений, которые будут обеспечивать интересы всех без исключения государств», — сказал глава МИД РФ Сергей Лавров.
По его словам, российская сторона нацелена на обсуждение своих предложений по гарантиям безопасности, что особенно актуально сейчас для региона Евроатлантики. В свою очередь, Трасс, как и все западные политики, попыталась сместить фокус с темы безопасности на Украину.
«Реальность такова, что мы не можем игнорировать наращивание более 100 тысяч военных на границе с Украиной, в попытке подорвать суверенитет Украины и территориальную целостность. Война на Украине будет катастрофична для россиян и украинцев и европейской безопасности. Однако есть альтернативный путь — путь дипломатии, который поможет избежать конфликта и кровопролития. Как член Совета безопасности я здесь, чтобы призвать Россию следовать этому пути», — заявила глава МИД Великобритании.
Это заявление выглядит абсурдно, учитывая, что именно Москва регулярно призывает мировое сообщество к урегулированию всех спорных вопросов и конфликтов исключительно дипломатическим путём, в частности к выполнению Минских договорённостей по Донбассу, а также напоминает остальным странам о взятых ими обязательствах при подписании тех или иных международных соглашений, которые впоследствии саботируются, это относится и к ситуации с гарантиями безопасности, предложения по которой Москва направила США и НАТО в декабре. В свою очередь, Лондон вместе с Вашингтоном играют ключевую роль в нагнетании обстановки, повторяя из раза в раз о якобы готовящемся нападении РФ на Украину, и под этим предлогом накачивают Киев оружием.
На пресс-конференции по итогам переговоров, Лавров констатировал, что отношения между Россией и Великобританией оставляют желать лучшего, и, наверное, даже находятся на самой низкой отметке за многие-многие годы, однако происходит это не по вине Москвы. Он подчеркнул, что выступает за нормализацию двусторонних отношений возвращение их в русло конструктивного развития, что возможно на основе принципов равноправия и учёте интересов друг друга, без навязывания условий и ультиматумов, а также выразил надежду на восстановление механизмов двустороннего сотрудничества и многочисленных межведомственных связей.
«Я, честно говоря, разочарован тем, что разговор немого с глухим у нас получается. Вроде бы слушаем, но не слышим», — заявил Лавров.
Серьёзные разногласия между сторонами сохраняются в том числе по вопросу неделимости безопасности. Несколькими днями ранее российский министр направил официальный запрос коллегам из стран ЕС и НАТО с просьбой объяснить, как они понимают этот принцип и как собираются ему соблюдать на практике, а если выполнять свои обязательства в этой части не собираются, то рассказать, почему. Причём в письме было отмечено, что МИД РФ рассчитывает получить ответы от каждой страны, поскольку именно их власти подписывали соответствующие документы, а не от имени интеграционных объединений. Однако документ, опубликованный изданием Politico, представляет собой общее письмо от руководства Евросоюза.
«Как я слышал, вместо ответов по-честному от каждой страны Евросоюз хочет сделать коллективную бумагу, где все нюансы национальных позиций будут нивелированы. Я убеждён, что в этом случае разговор у нас не получится. Тогда будем, наверное, думать, как из этой ситуации выходить», — предупредил Лавров.
Продолжая комментировать итоги переговоров с Трасс, он добавил: «Мы рассказали о наших подходах к дальнейшей работе, прежде всего, с США. И высказали заинтересованность в том, чтобы получить конкретную реакцию Запада, не отговорки, а именно конкретную реакцию на нашу просьбу разъяснить интерференцию западными коллегами тех обязательств, которые были одобрены на высшем уровне в рамках ОБСЕ, и которые предполагают, в том числе, недопустимость укрепления чей бы то ни было безопасности за счёт ослабления безопасности других. Не могу сказать, что у нас здесь вырисовываются какие-то точки соприкосновения, но надеюсь, что сегодняшние переговоры позволили нашим британским коллегам лучше понять то значение, которое для РФ имеет вся эта проблематика».
Почему Лавров сказал про разговор немого с глухим, становится очевидным, если послушать заявления министра иностранных дел Великобритании.
«Мы должны работать с Россией, чтобы добиться прогресса, в частности, по переговорам с НАТО. Однако добиться этого мы не можем за счёт территориальной целостности и суверенитета Украины. Нельзя добиться этого и путём жертвования и политикой открытых дверей НАТО», — сказала Трасс.
1 февраля по этому аспекту важное замечание сделал президент РФ Владимир Путин: принцип открытых дверей нигде не прописан, в том числе в договоре о создании НАТО от 1949 года, в нём только сказано, что альянс может принимать другие европейские страны по согласованию со всеми членам — может, но не обязан, — поэтому США и НАТО могут сказать, в том числе Украине, что хотят обеспечить её безопасность, но не могут принять в свои ряды. Потому что у них есть другие, уже ранее принятые международные обязательства, и здесь нет ничего непонятного или даже обидного для Киева.
«Российская дипломатия никак не должна мешать Украине определять своё будущее. В частности, речь идёт о концентрации более, чем 100 тысяч военных вблизи украинских границ. (Россия как ответственный член мирового сообщества — ред.) может избрать путь соблюдения территориальной целостности и суверенитета Украины», — сказала Трасс.
Москва никогда не ограничивала Киев в выборе союзников и альянсов, она лишь подчёркивает, что при этом не должна возникать угроза безопасности РФ, а вступление Украины в НАТО и приближение вооружений к российским границам рассматривать иначе нельзя.
Лаврову пришлось в очередной раз подчеркнуть, что Россия не хочет никому угрожать, и призвать посмотреть на публичные заявления — ни разу нигде угроз никаких не прозвучало, наоборот, угрозы звучат в адрес РФ.
«Рассказали мы и о наших отношениях с республикой Беларусь, в том числе и о подготовке и проведении тех учений, которые в эти дни буквально стартуют и которые вызывают озабоченность в Лондоне и на Западе, как и собственно говоря положение размещения российских войск на нашей собственной территории вызывает непонятную тревогу и весьма острые эмоции и у наших британских коллег, и у других западных представителей», — добавил глава МИД РФ.
Однако Трасс продолжала гнуть свою линию: «Если будет российское вторжение на Украину, украинцы будут сражаться, и это будет затяжной военный конфликт. Великобритания и наши союзники в этом случае введут против России жёсткие санкции, затрагивающие как отдельных лиц, так и институты. США ясно дали понять, что в этом случае проект «Северный поток — 2» не будет реализован. Но я сегодня приехала сюда, чтобы обсуждать альтернативный путь, который может выбрать Россия».
Только вот как-то не вяжутся звучащие в одной строке угрозы и призывы к дипломатии. Вашингтон уже давно ищет предлог, чтобы остановить проект «Северный поток — 2» и вытеснить российский газ на европейском рынке, чтобы заполнить её собственными поставками, и на украинский кризис делают главную ставку. Однако с такой постановкой вопроса категорически не согласна Германия, которая в условиях энергоперехода нуждается в дешёвом природном газе из РФ, как в воздухе. Канцлеру ФРГ Олафа Шольца в ходе визита в США 7 февраля несколько раз напрямую спрашивали, готов ли он отказаться от запуска газопровода в случае эскалации конфликта на Украине, он уходил от ответа как только мог и лишь повторял, что Берлин и Вашингтон даст решительный согласованный ответ на действия России.
«Президент Зеленский призывает не паниковать, но, видимо, нашим западным коллегам президент Зеленский нужен лишь как инструмент для того, чтобы выводить Россию из состояния равновесия и никого не интересует, что он там думает, и какие негативные последствия от всей этой истерики несет Украина, украинская экономика, украинский бюджет, как инвестиции бегут из Украины из-за всех этих всхлипываний и причитаний», — констатировал Лавров.
От переговоров глав внешнеполитических ведомств РФ и Великобритании прорыва никто и не ждал. Во-первых, между странами накопилось уж слишком много серьёзных разногласий по многим вопросам. Во-вторых, как отметил эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов, с одной стороны, королевство пытается возглавить антироссийский фронт в Европе вместе с Польшей и странами Балтии, а с другой, оно не занимает лидирующую позицию внутри НАТО, не входит в состав «нормандского формата», в связи с чем не может соответствующим образом надавить на Киев в сторону выполнения Минских соглашений.
«Таким образом, не от Великобритании зависят решения в фундаментальных, принципиальных для России вопросах, касающихся и нерасширения НАТО на Украину и на восток», — подытожил эксперт.