9 февраля издание Politico опубликовало ответ ЕС на письмо министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который должны были отправить в Москву в тот же день чуть позже. В отличие от США, которые подтвердили достоверность документа, который обнародовала испанская газета El Pais и представила как ответ Вашингтона на предложения Москвы по гарантиям безопасности, руководство Евросоюза не стало комментировать утечки в СМИ. Официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано лишь ограничился фразой, что ЕС ответит в соответствующей форме по соответствующим каналам и в соответствующее время отправителю, и только после этого будет говорить о его содержании или временных рамках.
Речь идет об ответе на официальный запрос Лаврова, разосланный коллегам из стран НАТО и ОБСЕ, в котором он просит объяснить, как они понимают принцип неделимости безопасности и как они намерены выполнять обязательство не укреплять свою безопасность за счёт безопасности других, а если не намерены, то объяснить почему.
Во фрагменте, опубликованном Politico, Евросоюз вместе с партнерами по НАТО выражает готовность к продолжению диалога с Россией о мерах по укреплению безопасности, в частности, предлагает проводить переговоры на полях ОБСЕ, в которую в отличие от НАТО входят все страны союза, в дополнение к другим существующим форматам, включая Совет Россия — НАТО.
«Мы по-прежнему серьёзно обеспокоены текущей ситуацией и твёрдо верим, что напряжённость и разногласия должны быть улажены путём диалога и дипломатии. Мы призываем Россию к деэскалации и прекращению наращивания войск на Украине (ЕС считает Крым территорией Украины. — Ред.) и вокруг неё, а также в Белоруссии», — говорится в письме.
Как отмечено в запросе Лаврова, Россия «исходит из того, что реакция на послание поступит в национальном качестве, поскольку упомянутые обязательства принимались каждым из наших государств индивидуально, а не от имени или в составе какого-либо блока». Однако документ, опубликованный Politico, подписан только верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем. Выступая 8 февраля в Вашингтоне, он сообщил, что члены Евросоюза подготовят совместный ответ главе МИД РФ, также консультируясь с партнёрами по НАТО.
«Он (Лавров. — ред.) не может рассчитывать на отдельные ответы от 27. Кроме того, это будет хороший повод продемонстрировать европейское единство и тот факт, что мы не 27 разных стран, а союз. России не нравится это признавать», — заявил Боррель.
Тем не менее, по мнению дипломата, письмо Лаврова членам ЕС, по сути, «открывает новую линию диалога».
Таким образом, ЕС не только не ответил на конкретный вопрос министра иностранных дел России, но и пошёл на подмену понятий: вместо комментария от лица каждого государства, взявшего на себя обязательства при подписании в Стамбуле в 1999 году Хартии европейской безопасности, Брюссель в очередной раз, прислушавшись к голосу Америки, повторил набившие оскомину тезисы про мнимую «агрессию РФ на Украине». Диалог по установлению нового миропорядка сейчас ведётся между Москвой и Вашингтоном, а позиция Европейского союза решающего значения при этом не имеет, что, естественно, Брюссель не устраивает, и европейские лидеры всеми возможными способами стараются вклиниться в переговорный процесс, при этом преследуя ещё и другую немаловажную задачу — продемонстрировать всем, что ЕС един, хотя в реальности члены союза занимают кардинально противоположные позиции по ряду политических вопросов, в том числе по отношению к России и урегулированию конфликта в Донбассе.