Ситуация в Киеве сейчас характеризуется ослаблением позиций Зеленского. Его активно атакует как националистическая оппозиция (Порошенко, Кличко, национал-радикалы, «соросята» и т. д.), так и условные «адекватники» (ОПЗЖ, Партия Шария, остатки левого и профсоюзного движения). Правящая партия «Слуга Народа» понесла новые репутационные потери после вспыхнувших скандалов с депутатом-взяточником Кузьминых, депутатом-взяткодателем Трухиным, и, наконец, судьей Чаусом, которого украинские спецслужбы выкрали с территории Молдовы, а теперь он дал большое интервью.
Чаус обвинил власти Украины не только в своём похищении, но и в давлении на него с целью дать показания против Порошенко и Ко. «Дело откровенно продали Порошенко, и теперь экс-судья, который мог дать попросту мощнейшие показания на команду Петра Алексеевича, будет давать мощнейшие показания на команду Владимира Александровича, — считает оппозиционный политик и журналист Анатолий Шарий, — когда ТАК подставляет ближний круг — значит, конец близок».
К этому можно добавить рост тарифов и цен на продукты, бегство иностранных инвестиций на фоне военного психоза, продолжающуюся пикировку с олигархами, рост уличной преступности из-за растущей вооружённости радикальных группировок и обычных граждан. Ослабление Киева происходит и по причине регионализации, отныне усиленной формированием так называемых «батальонов территориальной обороны». Батальоны подчиняются не только Министерству обороны, но и губернаторам, а это, наряду с остатками местных добробатов, организаций «ветеранов АТО», региональных преступных группировок и прикормленных радикалов, усиливает возможности для феодализации отдельных территорий.
Несмотря на яростную медийную активность, популярность Зеленского и его партии упорно снижается. Популистские инициативы власти становятся всё безумней (вроде раздачи смартфонов пенсионерам), а заявления — бессвязней (например, путаница в заявлениях о выполнении/невыполнении Минских соглашений). В подобной мешанине украинский бюрократический аппарат ведёт себя всегда одинаково: втихаря начинает искать нового хозяина. Отсюда бесконечные сливы из властных кабинетов, внезапные компроматы, инсайды едва ли не из спальни президента, которые вносят ещё больший хаос и сомнения в ряды оставшихся сторонников.
Большинство из них Зеленский уже растерял — брутально предав своих русскоязычных избирателей (а националистам он никогда не нравился). Ему отчасти симпатизирует молодёжь (и он старается ей нравиться), получающая преференции часть госаппарата и конформистски настроенные избиратели, которые одобряют любую действующую власть. В интервью порталу Украина.ру украинский политолог-международник Руслан Бизяев сообщил: пока официальная социология приписывает Владимиру Зеленскому 23-24% рейтинга (Киевский международный институт социологии), социология «для служебного пользования» дает цифры существенно ниже — 18-19%.
На пятки действующему президенту наступает экс-президент Порошенко. Если за Зеленского, по данным КМИС, проголосовали бы 23,5% среди определившихся с выбором, то за Порошенко — 20,9%. «Разница в поддержке этих кандидатов в рамках статистической погрешности, то есть формально они "делят" первое место», — говорится в комментарии авторов исследования. Следовательно, Пётр Алексеевич неминуемо оказывается в поле зрения американцев, которые будут рассматривать его как «запасной вариант», если Зеленский поведёт себя непредсказуемо. В частности, будет мешать планам Белого Дома по использованию конфликта в Донбассе в американских интересах.
На пути большой войны стоит (кроме мятущихся европейцев) Владимир Зеленский, который, несмотря на все обещанные плюшки, никак не хочет отдать роковой приказ, после которого ход событий снесет и его самого, и его камарилью. Слишком наглядно маячит у него перед глазами лохматый образ его друга Михаила Саакашвили, ныне томящегося в грузинской тюрьме. Тот тоже прислуживал американцам, а потом вынужденно начал жизнь бродячего международного активиста. Неглупый еврейский юноша такой судьбы себе явно не желает.
В то же время, находящийся под серьезным уголовным делом за «измену родине» Порошенко готов на всё, чтобы вернуть благорасположение Байдена, разговоры с которым он столь неосторожно записывал (вы помните этот скандал). Порошенко может давить на Зеленского в столице и организовать провокацию в Донбассе (связей и денег хватает), и это Байдену может понадобиться. Благодаря Зеленскому, президент США оказался в дурацкой ситуации: он на весь мир трубит про «агрессию», а никто не «вторгается», и украинский кейс уже используется республиканцами против него. Ему обязательно нужна победа на украинском фронте, а значит, сгодится и Порошенко.
28 января во время брифинга для иностранных СМИ Владимир Зеленский пугливо заявил, что если Россия «вторгнется» в Украину, его попытаются свергнуть. Ежели предположить, что он с теорией заговора прав, то вырисовывается довольно любопытный вариант. Спровоцированные «зрадой» Зеленского беспорядки и ввод по приглашению киевского правительства войск НАТО (прецедент ввода войск ОДКБ в Казахстан имеется). С той только разницей, что войска НАТО на Украине остаются, а Россия вынуждена принять ситуацию как данность.
У Байдена надвигаются выборы в Конгресс, которые демократы имеют все шансы позорно продуть. Вопрос, когда начать «маленькую победоносную войну» — сейчас или ближе к дате выборов — вопрос американских электоральных технологий. Пока же они размышляют и впрок начиняют украинский пирог динамитом.
Зеленский и украинский олигархат отправляться на заклание ради дедушки Байдена не хотят — если затеют провокацию, то дозированную (но шумную). И здесь уже вопрос за нами: используем ли мы этот повод для решительных действий или просто выразим «озабоченность».