А потом была волна
Было принято решение об обязательной вакцинации и QR-кодах. Это те меры, при помощи которых, как сегодня считается, можно победить вирус. Многие дончане восприняли эти новости в штыки.
Я, как человек, который верит в эволюцию медицины и фармации, искренне считаю, что эффективной прививкой и соблюдением правил (маски, дистанция, мытьё рук и т. д.) можно решить сегодняшнюю глобальную проблему человечества. Я действительно так считаю, но моё мнение не даёт мне повода не услышать мнение других людей. Дончане обеспокоены, некоторые просто боятся делать прививки, другие не могут себе позволить сделать прививку из-за определённых заболеваний, которые, как им кажется, являются противопоказанием к вакцинации. Третьи сетуют по поводу того, что привиться можно только одной-единственной вакциной.
Историческая справка
Когда я впервые столкнулась с антипрививочным мнением, мне вспомнилось, как Екатерина II прививалась от оспы. А ещё мне пришла на ум эпидемия чумы 1770-1772 годов — последняя крупная вспышка болезни в Европе, пришедшая в Москву из Северного Причерноморья во время русско-турецкой войны, вызвала в городе ужасающую смертность (умирало больше тысячи человек в день), безвластие, панику и бунт.
В подавлении восстания принимал участие генерал-поручик Пётр Еропкин. По его сообщениям, около 100 человек были убиты, 313 бунтовщиков арестованы, из них четверо казнены. Направленные из столицы войска под командованием графа Григория Орлова навели порядок в городе, а созданная им комиссия по борьбе с чумой способствовала преодолению эпидемии.
Екатерине II докладывали, что больные чумой люди, стремясь излечиться, приходили в храм, прикладывались к иконам и заражали других здоровых людей. И никак было не объяснить людям, что вера, бесспорно достойная уважения, и посещение храма не могли помочь в преодолении эпидемии, а вот карантинные меры оказались вполне эффективными, хотя и довольно жестокими, но не более жестокими, чем сама болезнь.
Сейчас эта моя историческая справка выставляет наших предков в довольно дремучем свете. Даже школьник скажет, что всё было сделано тогда правильно, но зрением момента наши предки этого не видели.
О страхах
Я тоже человек, и я прекрасно понимаю, что люди не любят, когда на них давят, когда что-то запрещают. Такова психология взрослого человека, ему необходим выбор и возможность решать самому или хотя бы иллюзия такой возможности. Мне на ум сейчас пришёл психологический термин — контейнирование. Это то, что я, как родитель, довольно часто делаю по отношению к своим детям. Это метод, который применяет врач по отношению к пациенту. В двух словах. Этот метод позволяет быть и максимально включённым в проблему человека, но при этом максимально отстранённым. Именно это сочетание позволяет реально решить проблему, не давя на человека.
Мне кажется, термин «контейнирование» прекрасно бы подошёл и для того, чтобы оздоровить отношения между властью и народом. Особенно в сложные коронавирусные времена. Чего боится человек? Смерти своей и своих близких, того, что останется один на один со своей проблемой, а также неизвестности. Именно страх неизвестности рождает дискуссию по поводу того, что человек боится, так как не понимает, что ему «будут колоть». И не начнёт ли он после укола раздавать wi-fi. По поводу интернета, конечно, шутка, но люди действительно боятся или, по меньшей мере, опасаются как быстрых, так и долгих последствий вакцинации. Такова природа человека: подвергать сомнению новое.
И война, и чума
В Донецке же ситуация усугубляется ещё и тем, что идёт война. Военный конфликт и ковид — сочетание гремучее. Это как при одном смертельном заболевании получить ещё одно менее смертельное, но тоже опасное. И если война нас всех гарантировано убивает восьмой год, прямо или косвенно, то ковид — явление новое, плохо изученное и на первый взгляд не такое страшное.
У донбассовцев явно появились некоторые вопросы и по поводу самого заболевания, и по поводу вакцинации. У меня, разумеется, нет статистики, но я слежу за донецким сегментом социальных сетей и вижу обеспокоенность людей. И мне кажется, что правильно было бы с людьми поговорить, провести ряд разъяснений, ответить на острые вопросы. Острые вопросы, которые возникают у народа и которые не всегда нравятся власти, не просто так возникают. Вопросы возникают не потому, что народ плохой или придирчивый и хочет спросить о том, на что нет ответа, а потому что сама жизнь ставит эти вопросы перед людьми. И мне думается, что эффективность власти на сегодняшний день могла бы быть выражена именно через ответы на эти острые вопросы. Ежедневные ответы, которые даёт себе и своему народу правительство, так же, как эффективность родительской заботы, измеряется именно ежедневными ответами родителя своим детям.
Можно ли ситуацию с вирусом и вакцинацией сравнить с ситуацией, когда родители не разговоры разговаривает, а просто закрывают окно, ставит заглушки на розетки, убирает подальше опасные предметы, не спрашивая у ребёнка, проявляя таким образом заботу. Для меня это именно так и выглядит. Но проблема в том, что совокупно народ — это взрослые люди со своей логикой и своими представлениями о мире и жизни. И с нами надо разговаривать. Именно разговоры и ответы на вопросы являются средством защиты. Если же это не получается сделать, то тогда взрослый человек, отказавшийся принять максимально возможную на сегодняшний день помощь, скорее всего, должен будет самостоятельно брать на себя ответственность за себя и своих близких.
Из личного опыта
У нас не выросли рога и не появился хвост после прививки. Шучу, хотя и не до шуток вовсе. Более того, именно прививка позволила нам переболеть в лёгкой форме. Что касается противопоказаний, то могу сказать на своём примере: у меня серьёзное аутоиммунное заболевание и мне доктора всё равно посоветовали привиться, чтобы защититься.
Если мне позволено будет надеяться, что я могу как-то повлиять на мнение тех, кто настроен против прививки, то я скажу: мы все когда-то были детьми, большинство из нас было привито от множества болезней. И прививки эти позволили нам вырасти, не заболев страшными заболеваниями, такими как полиомиелит, например. Так почему же мы, веря в те прививки, решили, что сейчас что-то иначе? Из-за мутаций вируса? Из-за появления новых штаммов и быстрого падения количества антител?
Ковид — это вызов человечеству, странный вирус, с которым нам ещё сражаться и сражаться. И не прививкой единой, а и при помощи некоторого комплекса мер, которые тоже не всегда готовы выполнять люди, отрицающие не только вакцинацию, но и саму болезнь. К сожалению, в моём окружении достаточно примеров, когда люди, заболев, продолжают ходить на работу, пусть и в маске, тем самым ставя под удар коллег. Или же не уходят на самоизоляцию, когда в семье кто-то болеет, являются анонимными переносчиками беды. Я не стану называть фамилии, думаю, что прочтя этот материал, они сами себя и узнают и, возможно, задумаются.