«Что мы делаем сейчас, так это работаем с немецкой стороной и с Евросоюзом над тем, чтобы замедлить рассмотрение ими вопроса об использовании газопровода ("Северный поток — 2" — Ред.). Действующее правительство Германии приняло значительные шаги для этого», — сказала она.
Это настоящий скандал. Нуланд прямым текстом призналась во вмешательстве властей США в вопросы европейской энергетики, а также в том, что нынешнее правительство ФРГ им покорно подчиняется, нарушая при этом собственное законодательство.
«Поразительно, насколько легко американцы признают, что они политизируют европейскую энергетику — хотя до этого десятилетиями говорили, что это Россия политизирует энергетику и использует ее как оружие, и что делать этого якобы нельзя ни в коем случае», — сказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью Украина.ру.
По его мнению, со стороны Соединенных Штатов это «такая откровенная "подстава" немцам», которые заявляют, что в отношении «Северного потока — 2» действуют исключительно по букве закона, попросив перерегистрировать дочернюю компанию «Газпрома» Nord Stream 2 AG на немецкой территории, после чего обещают продолжить процесс сертификации.
«А американцы заявляют, что все это ерунда, вранье, никакой перерегистрации не нужно, просто немцы специально затягивают процесс сертификации в угоду США», — подчеркнул Юшков.
Он считает такой подход странным, потому что до этой откровенной провокации администрация Байдена пыталась выстроить хорошие отношения с Берлином.
Что объясняет такую неоднозначную риторику замгоссекретаря США? Во-первых, ее заявление было сделано исключительно в рамках внутриполитической борьбы и не было предназначено для «экспорта», а во-вторых — ситуация вокруг санкций против «Северного потока — 2» складывается не лучшим образом для команды президента Байдена.
Случайное откровение или ложь во спасение
Трудно себе представить, что Виктория Нуланд, человек с солидным опытом во внешней политике, могла допустить столь недипломатичные заявления случайно. Нужно вспомнить, что Белый дом в начале января 2022 года поставил перед ней задание отговорить сенаторов-демократов от голосования за поправки к оборонному бюджету, вводящие реальные санкции против «Северного потока — 2».
Одного того, как украинский президент Украины Владимир Зеленский радостно приветствовал законопроект, достаточно, чтобы понять: предложенные сенатором-республиканцем Тедом Крузом санкции действительно не допустят ввода «Северного потока — 2» в эксплуатацию.
Даже факт, что закон Круза поставлен на голосование, — хотя до этого аналогичные его законопроекты успешно проваливались, не доходя до стадии полноценных дебатов, — говорит о том, что позиции администрации Байдена по «Северному потоку — 2» ослабли и не пользуются безоговорочной поддержкой коллег по партии.
Байден и его окружение неоднократно давали понять, что, хотя и считают «Северный поток — 2» «плохим» проектом, однако считают, что противодействие ему после того, как трубопровод достроен, принесут больше вреда, чем пользы. В частности, рассорят с европейскими союзниками.
Судя по всему, у команды президента США не осталось более весомых аргументов против санкций. Да и эти выглядят весьма сомнительными с точки зрения соответствия истине.
Тактическое отступление
Во-первых, сертификация «Северного потока — 2» была приостановлена предыдущим правительством Германии, а не нынешним, не имеющем к этому никакого отношения. Поэтому заявление Нуланд о том, что США вместе с действующим правительством ФРГ «тормозит» газопровод, не выдерживают никакой критики.
Как отметил Игорь Юшков, у правительства Ангелы Меркель в ноябре прошлого года были весьма веские причины отложить сертификацию газопровода на несколько месяцев для того, чтобы избежать серьезных проблем в более отдаленном будущем.
«Тут открыто можно сказать, что Польша как некий проводник интересов Соединенных Штатов в Европе намерена оспорить решение о сертификации "Северного потока — 2" в суде, если оно будет в пользу "Газпрома"», — отметил эксперт.
Нынешнее же правительство Германии ничего еще не могло сделать для торможения процесса сертификации, так как мяч сейчас на стороне «Газпрома» и только от российской компании зависит, когда немецкий регулятор сможет возобновить рассмотрение вопроса, крайне важного не только для Германии, но и для Европы в целом.
Партизанский отряд с предателем
Тот факт, что в нынешнем отопительном сезоне «Северный поток — 2» не будет поставлять газ в Европу, уже оказал и продолжает оказывать давление на рынок газа, взвинчивая цены до умопомрачительного уровня.
Рекорд — $2194 за тысячу кубометров — может быть побит в самое ближайшее время. Если санкции США все же будут введены, то дефицит газа в ЕС из временного фактора может стать перманентным, ведь Штаты очень легко вводят санкции и крайне неохотно их отменяют.
Так как более 80% всех газовых контрактов в ЕС имеют привязку к биржевым котировкам, хотя и с временным лагом в несколько месяцев, длительные сверхвысокие цены на газ приведут к тому, что европейские контрагенты будут вынуждены покупать газ по рыночным ценам даже у «Газпрома».
В газовых контрактах есть пункт «бери или плати», который обязывает оплачивать определенные объемы топлива, даже если они физически не выбираются.
Для многих европейских стран, которые, как, к примеру, Польша, в свое время потребовали от «Газпрома» вместо привязки к стоимости нефти ввести в контракты коррелляцию с биржевыми котировками, наступят в прямом смысле темные и холодные времена.
Это будет серьезный удар по нынешним политическим элитам в ЕС, так как им будет очень трудно объяснить своему электорату, почему он мерзнет и голодает при наличии трубы, готовой поставлять дешевый газ из России.
Такого рода санкции будут прямым предательством интересов Европы, следствием чего будет то самое сближение ЕС с Россией, которого боялся Вашингтон, начиная свою борьбу против «Северного потока — 2».