https://ukraina.ru/20211219/1032814413.html
Генетика вольницы. Казачьи вершки и козацкие корешки
Генетика вольницы. Казачьи вершки и козацкие корешки - 13.07.2022 Украина.ру
Генетика вольницы. Казачьи вершки и козацкие корешки
Это в тесных европах принято искать чаши граалевы, на восточных равнинах же - корни вольницы, буйно колосящейся в чубах козаков и казаков от Бессарабии и Волыни до Урала и Байкала. Но кто "более матери истории ценен" - вопрос со многими ответами, не дающими первородства ни одной исторической территории
2021-12-19T17:37
2021-12-19T17:37
2022-07-13T11:11
эксклюзив
казаки
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102539/94/1025399489_0:98:1921:1178_1920x0_80_0_0_de8f7e18a57d997754796c27f94a52e0.jpg
И ладно бы малограмотные "лыцари" веками настаивали на своей исключительности, познавая остальной мир только во время походов за новыми шароварами и кривыми саблями. Так ведь и маститые ученые недальновидно замыкаются в узком дискурсе, несмотря на общедоступность источников уникальной информации. И каждый из маститых находит прародину мирового казачества в огороде своей бабушки. Вот, например, состоялся круглый стол «История и развитие казачества в Башкортостане». Примерно год назад состоялся, но для всемирной истории этот год так — пару клубов забористого дымка из трубки-люльки. Поэтому уже по факту проведения надо констатировать наличие казачества в Башкирии. Без чубов-оселедцев и без шаровар, знамо дело, но не исключено, что с серьгой в ухе. В городе Кумертау, по улице Ленина в доме 18. Да еще повестка дня отличилась у этого круглого стола, надо сказать, универсализмом своим хоть куда: хочешь — питерским казакам в напудренных париках ее подсовывай, а хочешь — армянским мастерам рубать на полном скаку лаваши в капусту. Вот всего лишь несколько обсуждаемых вопросов:— казачество как историческое и культурное явление и военное сословие (какое хорошее давнее слово, прямо так и веет согласием с генеральной линией законно избранного атамана);— исторические традиции казачьего самоуправления (самоуправство у чубатых всегда было наготове, поэтому Екатерина II Запорожскую сечь на ноль и помножила); — история и культура казачества в искусстве и литературе (одних картин с казаком Мамаем не счесть, не говоря уже про "думы мои, думы" в исполнении украинских кобзарей и казахских акынов);— участие казачества в войнах и военных конфликтах (об этом лучше спросить парижских рестораторов, живо переименовавших во время оно свои кабачки в бистро);— культура казачества России (между нами говоря, матросский танец "Яблочко" не далеко от козацкой яблоньки, то есть вишенки откатился, что свидетельствует о нерушимой связи революционной "Авроры" со стругами и чайками (не птицами));— современное казачество и его проблемы (а вот тут казачество демонстрирует духовное и материальное родство со всем народом и держится, хотя денег нет, поэтому о проблемах либо хорошо, либо никак).В завершение хочется подчеркнуть, что по материалам круглого стола планировалось издание сборника. Хотя правильнее было бы сказать "дание изборника", но пусть уже хоть так.А что же происходило в это самое время плюс-минус пятьдесят-сто-пятьсот лет на западе и востоке лесостепи?Начнем с Волыни — земли, исторически принадлежавшей разным государственным образованиям, в том числе ВКЛ (Великому Княжеству Литовскому) и Речи Посполитой. По такому случаю там даже Замок Любарта образовался, позже употребляемый Витовтом и Свидригайлом. Так при чем здесь казаки? Наверное, при том, что и волынские татары понаехали. И устроили историю, о которой писано так: "Примерно в 1575 году волынский гетман Богдан Ружинский отразил нападение татар. Во время очередного похода против татар он имел серьезный бой, когда (…) окружили в чистом поле. Отбиться удалось благодаря большим лукам, к стрелам которых цепляли зажженные мешочки с порохом, он взрывался в воздухе и пугал лошадей». Эта, безусловно, инновационная история была рассказана во время открытия просветительского (!) центра в Луцком национальном техническом (!) университете. Если так пойдет и дальше, то надо ждать организации луково-мешочного факультета с кафедрами порохожжения и лошадепугания. А затраты на такое новшество можно списать на запуск стартапов — вполне по-европейски получится, по-козачьи то есть.Оставим волынские пределы и посмотрим за горизонт — в Забайкалье. Там, где Баргузин пошевеливал вал и молодцу было плыть недалече. Автор признается, что в детстве на слух воспринимал эту песню как историю про ба-грузина и очень удивлялся, откуда грузины на Байкале? Теперь пришел черед удивляться, откуда же казаки там?Служилые люди, вёрстанные в казачью службу, появились в Забайкалье около 1639 года. С 40-х годов XVII века енисейские и другие сибирские казаки (об их происхождении лучше даже не начинать, а то можно докопаться до ядра Земли) основали все первоначальные забайкальские зимовья и остроги. В начале XVIII века по образцу казачьего войска были организованы иррегулярные воинские формирования бурят (!) и тунгусов (!), то есть эвенков. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм. Зная это, даже не приходится сомневаться, что призыв "Будьмо!" (застольный аналог "Ура!") родился в тех краях и уже потом был импортирован на берега Борисфена по Великому шелковому пути к перекрестку с дорогой из варяг в греки.И разница между этими пестрыми казачествами гораздо больше, чем между тем же литовским борщом и холодником, то бишь ботвиньей. Хотя из того же, как говорится, исходного продукта приготовлено. В случае казачества — из вольницы беглых холостяков. А обобщать все эти изначально территориальные артели бродников одним словом — все равно что называть монголов и крымчаков одинаково: татарами. Но это уже другая и не менее интересная тема.
https://ukraina.ru/20190923/1025072666.html
https://ukraina.ru/20190504/1023443586.html
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2021
Новости
ru-RU
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Украина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.ukraina.ru/img/102539/94/1025399489_110:0:1810:1275_1920x0_80_0_0_9dd674c8bc1767ade5cfbba91347347a.jpgУкраина.ру
editors@ukraina.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
эксклюзив, казаки
Генетика вольницы. Казачьи вершки и козацкие корешки
17:37 19.12.2021 (обновлено: 11:11 13.07.2022) Это в тесных европах принято искать чаши граалевы, на восточных равнинах же - корни вольницы, буйно колосящейся в чубах козаков и казаков от Бессарабии и Волыни до Урала и Байкала. Но кто "более матери истории ценен" - вопрос со многими ответами, не дающими первородства ни одной исторической территории
И ладно бы малограмотные "лыцари" веками настаивали на своей исключительности, познавая остальной мир только во время походов за новыми шароварами и кривыми саблями. Так ведь и маститые ученые недальновидно замыкаются в узком дискурсе, несмотря на общедоступность источников уникальной информации. И каждый из маститых находит прародину мирового казачества в огороде своей бабушки.
Вот, например, состоялся круглый стол «История и развитие казачества в Башкортостане». Примерно год назад состоялся, но для всемирной истории этот год так — пару клубов забористого дымка из трубки-люльки. Поэтому уже по факту проведения надо констатировать наличие казачества в Башкирии. Без чубов-оселедцев и без шаровар, знамо дело, но не исключено, что с серьгой в ухе. В городе Кумертау, по улице Ленина в доме 18. Да еще повестка дня отличилась у этого круглого стола, надо сказать, универсализмом своим хоть куда: хочешь — питерским казакам в напудренных париках ее подсовывай, а хочешь — армянским мастерам рубать на полном скаку лаваши в капусту. Вот всего лишь несколько обсуждаемых вопросов:
— казачество как историческое и культурное явление и военное сословие (какое хорошее давнее слово, прямо так и веет согласием с генеральной линией законно избранного атамана);
— исторические традиции казачьего самоуправления (самоуправство у чубатых всегда было наготове, поэтому Екатерина II Запорожскую сечь на ноль и помножила);
— история и культура казачества в искусстве и литературе (одних картин с казаком Мамаем не счесть, не говоря уже про "думы мои, думы" в исполнении украинских кобзарей и казахских акынов);
— участие казачества в войнах и военных конфликтах (об этом лучше спросить парижских рестораторов, живо переименовавших во время оно свои кабачки в бистро);
— культура казачества России (между нами говоря, матросский танец "Яблочко" не далеко от козацкой яблоньки, то есть вишенки откатился, что свидетельствует о нерушимой связи революционной "Авроры" со стругами и чайками (не птицами));
— современное казачество и его проблемы (а вот тут казачество демонстрирует духовное и материальное родство со всем народом и держится, хотя денег нет, поэтому о проблемах либо хорошо, либо никак).
В завершение хочется подчеркнуть, что по материалам круглого стола планировалось издание сборника. Хотя правильнее было бы сказать "дание изборника", но пусть уже хоть так.
А что же происходило в это самое время плюс-минус пятьдесят-сто-пятьсот лет на западе и востоке лесостепи?
Не будем фокусироваться на перипетиях той же Запорожской сечи — это для настоящих исследователей как минимум мелко и узко, да и для истории Донского казачества тоже. Возьмем сразу и все: от волынских болот до забайкальских степей. Для большей репрезентативности выборки, как сказали бы социологи.
Начнем с Волыни — земли, исторически принадлежавшей разным государственным образованиям, в том числе ВКЛ (Великому Княжеству Литовскому) и Речи Посполитой. По такому случаю там даже Замок
Любарта образовался, позже употребляемый
Витовтом и
Свидригайлом. Так при чем здесь казаки? Наверное, при том, что и волынские татары понаехали. И устроили историю, о которой писано так: "Примерно в 1575 году волынский гетман
Богдан Ружинский отразил нападение татар. Во время очередного похода против татар он имел серьезный бой, когда (…) окружили в чистом поле. Отбиться удалось благодаря большим лукам, к стрелам которых цепляли зажженные мешочки с порохом, он взрывался в воздухе и пугал лошадей». Эта, безусловно, инновационная история была рассказана во время
открытия просветительского (!) центра в Луцком национальном техническом (!) университете. Если так пойдет и дальше, то надо ждать организации луково-мешочного факультета с кафедрами порохожжения и лошадепугания. А затраты на такое новшество можно списать на запуск стартапов — вполне по-европейски получится, по-козачьи то есть.
Оставим волынские пределы и посмотрим за горизонт — в Забайкалье. Там, где Баргузин пошевеливал вал и молодцу было плыть недалече. Автор признается, что в детстве на слух воспринимал эту песню как историю про ба-грузина и очень удивлялся, откуда грузины на Байкале? Теперь пришел черед удивляться, откуда же казаки там?
Служилые люди, вёрстанные в казачью службу, появились в Забайкалье около 1639 года. С 40-х годов XVII века енисейские и другие сибирские казаки (об их происхождении лучше даже не начинать, а то можно докопаться до ядра Земли) основали все первоначальные забайкальские зимовья и остроги. В начале XVIII века по образцу казачьего войска были организованы иррегулярные воинские формирования бурят (!) и тунгусов (!), то есть эвенков. Отличительной особенностью забайкальских казаков был тот факт, что наряду с православием часть из них исповедовала буддизм. Зная это, даже не приходится сомневаться, что призыв "Будьмо!" (застольный аналог "Ура!") родился в тех краях и уже потом был импортирован на берега Борисфена по Великому шелковому пути к перекрестку с дорогой из варяг в греки.
Как видно из весьма поверхностного исторического экскурса, казачество (или козачество — не суть) есть весьма компилятивное движение через время и расстояние, объединенное той степенью пассионарности, что завивает оселедцы вокруг уха и выпростовывает чубы из-под лакового козырька форменной фуражки.
И разница между этими пестрыми казачествами гораздо больше, чем между тем же литовским борщом и холодником, то бишь ботвиньей. Хотя из того же, как говорится, исходного продукта приготовлено. В случае казачества — из вольницы беглых холостяков.
А обобщать все эти изначально территориальные артели бродников одним словом — все равно что называть монголов и крымчаков одинаково: татарами. Но это уже другая и не менее интересная тема.