Первый звонок — это долг мистера Байдена президенту Украины Владимиру Зеленскому, которому он обещался позвонить сразу после общения с Путиным, но не посчитал нужным это сделать. Хотя одной из главных тем саммита Путин — Байден была украинская проблематика — от российского вторжения до войны в Донбассе и возможного вступления в НАТО. И вот сейчас Байден должен будет ознакомиться со сложнейшим коктейлем эмоций Зеленского, вызванных тем, что цинично и откровенно как бы был попран главный принцип украинской внешней политики «Ничего об Украине без Украины».
Президент Украины как минимум нервно поинтересуется, как же так получилось, а президенту США, не исключено, даже придется отвечать на «наезды».
И однозначно без нервов не обойтись. Тем более что Байден уже после встречи высказал убийственную для режима Зеленского мысль: США не рассматривают идею использования военной силы в связи с разногласиями с Россией по Украине. Так и сказал: «Предложения о том, что США будут в одностороннем порядке применять силу против России в случае ее вторжения на Украину, на повестке не стоят».
Это по украинским меркам «зрада» однозначно.
Другими словами, согласны ли восточноевропейские члены НАТО воевать с Россией за Украину и вместе с нею. И если Польша или страны Прибалтики аж брызжут слюной русофобской враждебности, то, например, Венгрия и слышать об Украине в НАТО не хочет. А все решения в Альянсе принимаются консенсусом — согласны должны быть все.
Вторая тема для беседы — как они относятся к тому, что что Путин смог убедить Байдена в том, что у России могут быть свои, как сейчас принято говорить, «озабоченности» насчет своей безопасности и «красные линии», безопасность эту гарантирующие. Перед саммитом Байден однозначно говорил, что не приемлет ничьи «красные линии», кроме американских. А после саммита заявил: США хоть и не пошли на уступки по вопросу о расширении НАТО на восток, но вместе с партнерами по Альянсу готовы обсуждать с Россией даже создание некоего двухстороннего органа, который будет изучать проблемы безопасности в отношениях с Россией. В том числе и возможное нераспространение Альянса в Украину, на чем настаивает Москва.
«Минимум четыре наших крупных союзника по НАТО будут участвовать в обсуждении с Россией ее опасений, связанных с Альянсом… Это позволит снизить напряженность на восточном фланге», — сказал Байден.
И рассказал, что уже к этой пятнице расскажет, как США и Россия будут контактировать и впредь. В том числе и на самом высоком уровне. Чтобы всем, значит, было хорошо и в Европе не пахло войной. Но какие это «минимум четыре наших крупных партнера» и что у них за эксклюзивные права в НАТО, если там все, как было сказано выше, равны?
Конечно, Байден так или иначе постарается все это разъяснить и истолковать в свою пользу. Чтобы не подвергаться обвинениям в том, что он «лег под Путина» и у себя на родине, и в других откровенно русофобских странах-союзниках. Но уже очевидно, что главный итог саммита Путин — Байден — это взаимовыгодная промежуточная победа двух президентов, которые смогли достучаться до здравого смысла и предотвратить экстремальную эскалацию в Европе, точнее, на Украине.
Возможно, что именно об этом Путин и Байден договорились еще во время летней, 16 июня, встречи в Женеве.
При этом стороны решили и свои актуальные проблемы. Россия, например, однозначно смогла отстоять газопровод «Северный поток — 2» («СП-2»), так как в США санкции против него исключены из проекта оборонного бюджета на 2022 год, равно как санкции против российского госдолга и 35 чиновников из «путинского окружения».
Главным образом потому, что все трезвомыслящие военные и даже политики в странах НАТО признавали: Альянс не хочет воевать с Россией, потому что не готов это делать победоносно. И второй такой позор за полгода-год США могли бы и не пережить. И уж точно о претензиях на роль мирового гегемона им пришлось бы забыть. Надолго, если не навсегда.
А так президенты встретились, поговорили и смогли использовать военную истерию и милитаристский психоз как ширму для отвлечения внимания от решения актуальных проблем. США теперь могут говорить, что они «надавили на Россию» и смогли «спасти Украину от вторжения». Ну а Россия может вообще ничего не говорить: она и так получила «СП-2» и может получить нераспространение НАТО на Украину. Не исключено, что даже в виде какого-то документа об этом.
Путин в разговоре со своим американским коллегой же не зря говорил о серьезной заинтересованности России в твердых, юридически обязывающих гарантиях, исключающих расширение НАТО на восток. Сейчас США и НАТО даже слышать об этом не хотят, настаивая на том, что «двери в НАТО открыты». Но Байден, как уже известно, будет говорить о претензиях России и с «четверкой первачей» из НАТО, и с «Бухарестской девяткой».
А значит, лед тронулся. Хотя и не так быстро, как хотелось бы в Москве. Не говоря уже о США, где «ястребы войны» продолжают нагнетать ситуацию и призывают нанести Путину и России «сокрушительный удар». Например, зампомощника министра обороны США в 2001-2005 годах Ян Бжезинский и сын одного из главных идеологов американской внешней политики, принципиального амер-гегемониста и русофоба Збигнева Бжезинского, предложил: «Мы можем даже сейчас определенные экономические меры принять. Скажем, задержать определенные платежи за газ и нефть. Или на несколько дней отключить Россию в плане предупредительного удара от SWIFT».
А сенатор-республиканец Роджер Уикер в интервью телеканалу «Fox News» рекомендовал Байдену рассмотреть возможность превентивного ядерного удара по России. И таких в США — великое множество.
А вот главный и самый нарванный русофоб в современной Украине, глава ее МИД Дмитрий Кулеба заявил о готовности Киева идти на уступки при ответных шагах России. В интервью британскому телеканалу «Sky News» он так и сказал: «У нас конструктивный подход. Мы готовы пойти на уступки, если они будут встречены взаимностью со стороны России. Но мы не пойдем на уступки в вопросах, которые имеют фундаментальную важность для развития украинского государства, например, наша европейская и евроатлантическая интеграция».
При этом он, правда, как всегда, выразил надежду, что в случае эскалации у границ Украины со стороны России, союзники Киева окажут режиму Зеленского поддержку в экономической сфере, а также помогут усилить армию. Но это, как вы понимаете, арьергардные ритуальные пляски у остывающего трупа несбыточных надежд на «Запад, во всем помогающий».
Что он еще мог сказать, когда Украину западники действительно толкают на войну с Россией, но при этом держат на голодном пайке и умирать за нее не собираются?
В России эта демонстративная «готовность» от Кулебы вызвала скепсис. Сенатор Константин Косачев газете «Взгляд» сказал: «Заявление главы МИД Украины Кулебы о готовности к компромиссам с Москвой — это словесная возня Киева в угоду западным кураторам… Те темы, по которым, в интерпретации господина Кулебы, между нашими странами невозможны никакие компромиссы, и есть самые главные для России темы, по которым Москва ожидает компромиссов. Причем не столько от Киева, который тут явно несамостоятелен, сколько от его западных покровителей. Пока это заявление можно расценивать, как привычную украинскую демагогию. Киев просто пытается уловить настроения западных кураторов, и эти настроения меняются не в лучшую для Украины сторону».
И сенатора можно понять: у него есть все основания не верить несамостоятельным политикам, которые обманывал Россию уже не раз и сделали борьбу с ней смыслом своей, в общем-то, никчемной жизни.