С ходатайством в суд обратился старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления Государственного бюро расследований (ГБР) Максим Дзвоник.
В ходатайстве Дзвоник отмечал: ещё 12 ноября Демчишину сообщили о подозрении в содействии созданию террористической организации. При этом подозрение бывшему министру направили тремя путями: через жилищно-эксплуатационную организацию по месту жительства Демчишина, почтовой связью на известные адреса регистрации и проживания бывшего чиновника и через родственника экс-министра.
Позже Госбюро расследований четырежды вызывало Демчишина на допрос. Но экс-министр в ГБР так и не явился.
Всё это и побудило Дзвоника обратиться в суд с ходатайством о задержании Демчишина.
Сам же Демчишин, если верить Государственной погранслужбе, на 19 ноября, когда его в последний раз вызывали на допрос, находился за пределами страны.
Дело Демчишина может больно ударить по бывшим властям Украины. Ведь бывшего министра обвиняют в сговоре c неустановленными должностными лицами из государственных органов и предприятий и представителями России. Всё это Демчишин делал ради того, чтобы приобрести уголь у ДНР и ЛНР, что, по мнению следствия, поставило Украину в зависимость от России и ЛНР и ДНР, а также подорвало экономическую безопасность государства в 2014-2015 годах.
Бывший экс-министр в ответ винит Офис президента в расправе.
При чем здесь Коломойский
Как утверждают Госбюро расследований и Служба безопасности Украины, в декабре 2014 — феврале 2015 года своими приказами Демчишин назначил представителей ЛНР и ДНР на руководящие должности в госпредприятиях в Донбассе. Как позже пояснили в Офисе генпрокурора Украины, речь о предприятиях «Шахта имени К. И. Киселёва» и «Луганскуголь», которые находились не под контролем Украины.
При этом Демчишин якобы заставил руководство родной из государственных энергогенерирующих компаний заключить несколько соглашений с этими людьми на поставку угля на общую сумму более 3 миллиардов гривен (около 8 миллиардов рублей. — Ред.).
По данным следствия, в результате действий Демчишина в распоряжение представителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) поступили более 200 миллионов гривен (около 540 миллионов рублей. — Ред.). При этом энергетическая сфера Украины попала в зависимость от ДНР и ЛНР, страна была лишена возможностей для диверсификации поставок энергоресурсов.
Сам Демчишин утверждал: все, что ему вменяют ГБР и СБУ — чушь. Уголь закупался у украинских шахт (Украина не признает ДНР и ЛНР). Само же дело он назвал политически мотивированным.
«Дело, которое сфабриковали против меня СБУ и ГБР, сшили белыми нитками из Офиса президента. Оно носит чисто политический характер, и я понимаю, что их интересует совсем не моя скромная персона. Здесь, кстати, виден и след Коломойского. Это у него такое "тонкое чувство юмора", чтобы таким образом поздравлять с днем рождения», — рассказал бывший министр в комментарии агентству «Интерфакс-Украина» 13 ноября.
По его словам, юридическая составляющая дела оставляет желать лучшего.
«Относительно юридической составляющей — она не выдерживает никакой критики. Потому что априори не может быть ничего незаконного в том, что государство покупало уголь у украинских государственных шахт со счетами на контролируемой территории и с оплатой налогов в украинский бюджет», — указал экс-министр.
Демчишин подчеркнул, что гордится достижением «своей команды» в энергетической сфере.
«Мы спасли страну от веерных отключений и энергетической катастрофы, уготованной нам Кремлем. А потом мы смогли отказаться от российского газа, от российской электрики и от российского антрацита. А что теперь? А судьи кто? Те, кто не обеспечил достаточных запасов, ни угля, ни газа до зимы <…> Те, кто поставил страну на грань энергетической катастрофы? А нам всем остается только на бога надеяться, чтобы даровал теплую зиму и не выстудил Украину сибирскими морозами», — подчеркнул бывший глава Минэнерго.
Он заявил, что «обанкротившаяся власть дилетантов пытается от своего управленческого провала отвлечь внимание пускай и пустыми, но громкими уголовными делами» и подчеркнул, что уверен: его дело рассыплется, так же, как и многие «рейтинговые» дела, заведённые в период президентства Зеленского.
В ответе Демчишина обращает на себя внимание фраза о том, что следователей интересует совсем не его скромная персона. Но кого же тогда?
Подозреваемый на П
Говоря о подозрении Демчишину, 12 ноября спикер Государственного бюро расследований Ольга Чиканова рассказала, что дело касается не только экс-главы Минэнерго.
«Следователи ГБР совершают досудебное расследование в уголовном производстве касательно преступной схемы содействия террористическим организациям ЛНР и ДНР группой граждан Украины, в которую входил бывший министр энергетики и угольной промышленности и действующий народный депутат Украины», — заявила она.
Действующего народного депутата не назвали. Впрочем, для тех, кто внимательно следил за событиями на Украине, его имя не было секретом.
В среду, 13 октября партия «Европейская солидарность» выпустила заявление, в котором цитировался глава партии — пятый президент Петр Порошенко.
«Прокуратура пытается сфабриковать дело», — заявлял Порошенко.
Так он отреагировал на реплику, произнесённую генеральным прокурором Украины Ириной Венедиктовой накануне. Та заявила, что в ходе расследования поставок угля из ДНР и ЛНР «неожиданно выяснилось, что к вопросам поставок угля и организации процесса в целом были причастны и сотрудники из числа руководства администрации президента Украины по состоянию на тот период».
«Ситуация [сегодня] кардинально отличается от той, какая была в 2014 году <…> В ноябре 2014 года этот вопрос был вынесен на заседание СНБО, где были даны исчерпывающие поручения всем необходимым структурам, включая правительство, Минтопэнерго, чтобы обеспечить углем и взять его в любом месте. В том числе взять уголь в украинских государственных шахтах, которые зарегистрированы в Украине на освобожденной территории или в Киеве. На которых работают украинские граждане, где выплачивается заработная плата шахтерам, для того, чтобы они не умерли с голоду или не взяли винтовку и не пошли за деньги России в наёмники», — негодовал Порошенко.
Он обвинил власти Украины в том, что они сами сотрудничают с Россией, закупая у неё электроэнергию (позже это обвинение повторит Демчишин с той лишь оговоркой, что Украина президента Владимира Зеленского закупает электричество у союзной РФ Белоруссии), а сам Порошенко эти поставки приостановил.
«Мы спасали страну в 2014-2019 годах. Выплата пенсий, которая и сейчас происходит для 600 тысяч пенсионеров, проживающих на оккупированной территории — это тоже финансирование терроризма? Как и выплата зарплат людям, которые тогда работали на украинских государственных предприятиях, платили налоги, НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и могли прокормить свою семью? Это совсем не то, что вы сейчас делаете, сотрудничая с Россией», — подчеркнул пятый украинский президент.
Но, как показывает практика, никакие пылкие речи не трогают Венедиктову.
Демчишин — лишь первая цель ГБР и СБУ. И если он окажется в руках украинских правоохранителей, Порошенко стоит приготовиться к тому, чтобы покинуть страну. Или прибыть в суд.