Вот случай, когда режиссер не оставил зрителям ни единого шанса усомниться в месте жительства главного героя. Фильм «Адрес вашего дома», снятый в 1972 году на киностудии имени Александра Довженко, начинается с видов Донецка. Вокруг самого шахтерского из всех памятников планеты, известного у местных жителей как «Дядька с каменюкой» (есть и другие варианты, типа, «Купи кирпич», да-да, народ у нас задорный), оператора провезли так, что получилась чуть ли не панорамная съемка.
Шахтерская площадь зафиксирована в пору своего бурного обустройства, видны подъемные краны. За спиной у культового изваяния прорисовывается террикон.
В главной роли правильного такого мужика, скромного труженика с активной жизненной позицией, снялся великий и подлинный Николай Крючков. Один только его неповторимый, металлом скрипящий голос чего стоит, а уж рентгеновский взгляд — тем более.
По сценарию он старый шахтер, Герой Социалистического Труда, орденоносец, депутат Верховного Совета СССР. Стахановец с довоенным стажем, между прочим! Танкист в войну, а в мирное время глава шахткома и большой авторитет во всей угольной отрасли. В течение 30 лет Панас Байда, а именно так зовут в этом кино Крючкова, пытается разыскать сына, потерявшегося во время Великой Отечественной. Куда только не писал, к кому не обращался — все без толку.
Понятно, что этот человек никак не мог быть сыном Байды. Зато он вывел знатного горняка на остальных своих однокашников — Иванов Бессмертных. Их рассыпало по карте Советского Союза, связь-то они поддерживают, но на встречи, как водится, не доставало времени: житейские проблемы, работа, семьи, дети…
Они очень разные эти шесть тридцатилетних парней. Один и вовсе оказался грузином-мичманом, полюбившим замужнюю женщину. Другой — гений электроники в Прибалтике… И так далее. Стоит ли говорить, что Панас Петрович рванул по стране, побывал у каждого, постарался по-доброму, по-отечески принять участие в судьбах Бессмертных. Всякий раз у Байды глаза загорались надеждой, что вот сейчас он точно найдет сына… Но всякий раз по каким-то признакам выясняется, что снова мимо, нет, не сын.
Концовка у кинокартины прекрасная и добрая. Все шесть Иванов Бессмертных приезжают к Байде, чтобы поздравить его с 9 Мая. Как своего настоящего отца. И он их принимает как родных детей.
Имеется в фильме эпизод, который слегка озадачивает. Когда герой Крючкова колесил по стране и оказался в Прибалтике, он на улице встретил слепого, которому помог перейти проезжую часть. Выясняется, что тот артиллерист, надо понимать, зрение потерял во время войны. В этом микроскопическом эпизоде снялся такой могучий и глубокий артист, как Константин Степанков. Впрочем, не исключаю здесь прямой намек на то, что маленьких ролей у больших исполнителей не бывает.
И еще хочу обратить ваше внимание на важный, как мне кажется, штрих. Это не просто фильм, где по причуде сценариста главный герой — дончанин. В конце концов, он же мог оказаться, скажем, уроженцем Курска или Харькова. Донбасс и его люди показаны как важное для всего СССР явление, объединяющее, здоровое начало. Мне, например, было приятно воспринимать такую трактовку кинематографистов. Уважение страны — вот что Донецкий регион стабильно получал в советские времена. По заслугам, разумеется.