Черногория переживает сегодня то, что Украина пережила полтора года назад, когда на выборах поставила жирный крест на власти, которая завела страну в тупик войны, бедности, внешнего управления, изоляции, криминала. В Украине тогда сменился президент, а вслед за ним — и парламент. В Черногории по итогам выборов 30 августа избран новый состав парламента, в котором поменялись местами власть и оппозиция. Не далее как вчера состоялось первое заседание нового созыва, на котором была оформлена новая правящая коалиция.
По легенде, Россия всенепременно должна напасть на Украину, превратив свою нынешнюю гибридную «агрессию» в настоящую, а Сербия — на Черногорию. Отсюда и страхи: у нас — «капитуляция», к которой якобы ведет дело президент Владимир Зеленский, как только пытается сделать хотя бы самый крохотный шажок к установлению мира в Донбассе, у них — «оккупация», о которой якобы днями и ночами мечтают в Белграде. И что самое занятное, и у нас, и у них — «ползучая». Словесный образ яркий, не правда ли? Броский, запоминающийся. Судя по тому, что используют его и в Украине, и в Черногории, импортный. Сразу видно: сильные технологи работали, толковые. Жаль только, и украинцам, и черногорцам от этого никакой пользы, один вред.
Много и красиво рассуждая о свободе выбора для стран постсоветского и постсоциалистического пространства, переведенных Западом под свой контроль, США и Европа на самом деле лишают их такого выбора, требуя не искать баланс в отношениях с Западом и Россией, а отрываться от России. Свобода выбора существует исключительно в теории, на практике же выбор может быть свободным только в том случае, если он сделан против Москвы.