Ранее Витольд Фокин заявлял о необходимости всеобщей амнистии и предоставления особого статуса Донбассу. Фокин также подчеркнул, что украинские военные совершали преступления в Донбассе и должны понести за это ответственность. Кроме того, он выразил готовность ехать в Донецк и Луганск на прямые переговоры с лидерами народных республик, против чего выступает киевский режим.
На слова Фокина резко отреагировали националисты — замглавы украинской делегации попал на «Миротворец», а экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов потребовал возбудить в отношении него уголовное дело.
- Руслан, как вы считаете, было ли заявление Фокина его личной позицией? Или оно было все-таки согласовано с властью?
— На мой взгляд, ситуация не такая простая и линейная. Заявления Фокина и Кравчука проходят предварительную цензуру в Офисе президента. Потому что они же официальные лица, входят в нашу официальную делегацию. Соответственно, такого рода заявления они должны как минимум согласовывать.
С другой стороны, почему они были дезавуированы, тоже понятно. Но сейчас минские переговоры находятся в тупике, а любая попытка сдвинуть политическую часть договоренностей упирается в протесты радикальной части населения Украины. Соответственно, мы видим вышеперечисленные реакции. Офис президента вынужден был эту позицию дезавуировать.
Реакция вполне ожидаемая, все заявления Фокина и Кравчука сейчас — это больше медийная составляющая. Пока что Минский процесс находится в тупике.
— Ключевыми красными линиями для Ермака остаются особый статус Донбасса и его внесение в Конституцию и порядок проведения выборов, то есть что первично, а что вторично — передача границы или проведение выборов. Тема это не новая, еще с 2016 года, и пока что, насколько я понимаю, с той концепцией, в которой работает Ермак, эти красные линии останутся. Даже несмотря на последнее решение ТКГ начать разминирование.
- Как вы считаете, если ли выход из тупика по Донбассу внутри Украины? Если да, то что нужно для этого сделать?
— Выход есть — нужно перезагружать систему и идеологию внутри страны. Нужно перезагрузить идеологию, чтобы «армия, мова, вира», которая, собственно и породила эти красные линии, перестала быть доминирующей идеологией страны. После этого можно уже серьезно полноценно подходить к политической части "Минска", которая является ключевой в этом конфликте. Для этого нужно решение высшего руководства — консолидированное решение и Офиса президента, и Верховной Рады.
А по большому счету это должно быть консолидированное решение внутри украинских элит.
- Могут ли внешние игроки, такие как США, Германия или Франция, повлиять на позицию Украины по Минским соглашениям? Условно говоря принудить к исполнению политической части?
— Насколько я понимаю, пока что Франция и Германия заняли выжидательно-миротворческую позицию, то есть они хотят, чтобы процесс двигался, но не форсируют его. Европа занимается своими проблемами на данный момент, и для нее главное, чтобы процесс каким-то образом шел. Здесь я бы обратил внимание на то, что позиция Франции и позиция Германии не консолидированы.
Давление здесь бессмысленно. Давайте вспомним все предыдущие форматы, в которых тем или иным способом обсуждалось давление, начиная с формата «Карасин-Нуланд». Все они приводили к плюс-минус одинаковым результатам: достигались определенные договоренности, которые в процессе выполнения рассыпались по тем или иным причинам.