Анатолий Вассерман: России нужно создать свой интернет, чтобы справиться с цензурой в Сети - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анатолий Вассерман: России нужно создать свой интернет, чтобы справиться с цензурой в Сети

© Александр НатрускинАнатолий Вассерман интервью
Анатолий Вассерман интервью
Читать в
ДзенTelegram
Чтобы преодолеть диктатуру США в интернете, необходимо вкладываться в раскрутку поисковых систем, сопоставимых с Google и по эффективности, и по общему объему накопленной информации. Так считает политолог и публицист Анатолий Вассерман

- Анатолий Александрович, согласитесь ли вы с тем, что интернет сейчас стал инструментом политики? Насколько сильна зависимость политических процессов от массовых коммуникаций?

— Андрей Ильич Фурсов пустил в оборот замечательное выражение: средства массовой рекламы, агитации и дезинформации, сокращенно СМРАД. Это выражение вполне точное, потому что пресса никогда не была нейтральной. Она всегда была в той или иной мере инструментом политики.

Собственно, инструментом политики оказывается любой вид человеческой деятельности, потому что политика затрагивает все связанное с человеческой деятельностью. Как только появляется новое средство передачи информации, как только оно становится массовым, оно немедленно вовлекается в политику.

Алексей Ларкин интервью
Алексей Ларкин о предстоящих цензурных ограничениях «ВКонтакте»Нужно всего 10-20 аккаунтов, которые в нужный момент завалят бота-модератора ВК жалобами, и любой ваш паблик или канал удалят мгновенно и безвозвратно, совершенно не разбираясь в том, есть ли чья-то вина и присутствуют ли вообще эти мифические "враждебные высказывания", говорит интернет-публицист Алексей Ларкин
Как только появится нечто более совершенное, чем интернет, это нечто тоже немедленно окажется средством распространения тех или иных политических утверждений для продвижения чьих-нибудь политических интересов. Так было с газетами, кино и телевидением, так стало с интернетом, это неизбежно.

Важно еще и то, что поддержание тех или иных средств распространения информации требует немалых средств, чем технически совершеннее инструмент, тем он дороже. Поэтому неудивительно, что распространяются в первую очередь те воззрения, в которые вложены достаточные для этого деньги.

- Не могли бы вы привести пример?

— Например, одна из богатейших в мире интернет-компаний — это рекламная компания Google. Она выросла на почве поисковика, но зарабатывает  распространением рекламы, которую показывает вместе с поисковой выдачей. И Google чем дальше, тем активнее продвигает интересы крупнейших рекламодателей.

А также интересы общественной системы, где важно, чтобы основными источниками средств для продвижения информации оставались именно рекламодатели. Отсюда и чудеса откровенно подтасовочных информационных выдач, когда сведения очень популярные, но противоречащие интересам околорекламной системы задвигаются бог весть куда или вообще не появляются в поисковой выдаче. Отсюда и утверждения владельцев Google, что их интересам противоречит Трамп, который всеми доступными средствами продвигает приоритет производства над торговлей.

Так вот, это, как говорят программисты, не баг, а фича, то есть не какая-то непонятная случайность, а неотъемлемое свойство системы в целом.

- Офис упомянутого вами Google находится в Калифорнии. Влияет ли его месторасположение на информационную политику компании, например, на блокировку таких интернет-ресурсов, как YouТube-канал «Царьграда»?

— Тут дело не в расположении как таковом. Это влияет только в том смысле, что именно специализация Калифорнии на торговле информацией от Голливуда до цифровых систем породила психологический климат, способствующий продвижению всего, о чем я говорил.

- Прав ли Павел Дуров, который заявил, что 96% населения Земли зависит от тех, кого выбрали 4% людей, живущие в США?

— К сожалению, согласен. Он не первый, кто об этом говорит, это расхожее утверждение и подтвержденное множеством фактов.

- А сможет ли Россия справиться с диктатурой крупных корпораций в интернете?

Для этого надо, грубо говоря, создавать свой интернет. Вкладываться в раскрутку поисковых систем, сопоставимых с Google и по эффективности, и по общему объему накопленной информации. Для этого надо создавать или раскручивать из числа уже существующих, вроде RuТube, хостинги, сопоставимые с YouТube по объему информации и по удобству ее поиска. Это все достижимо, но требует денег и времени.

Константин Кнырик интервью
Константин Кнырик: Так называемые "свободные площадки" - инструмент США в идеологической борьбе с РоссиейДля борьбы с цензурой в интернете и соцсетях Россия может пойти либо по пути жесткой блокировки американских платформ, либо более пристально следить за выполнением российского законодательства, считает руководитель информационного агентства News Front Константин Кнырик
Очень многим знаменитым полководцам приписывают одну и ту же фразу. Самый ранний, из тех, кому ее приписывают, это [Джан Джакомо] Тривульцио. Для войны нужны три вещи — деньги, деньги и деньги.

Так вот победы в информационной войне не исключение, для них нужны те же три вещи.

- А иск к Google, который недавно «Царьград» подал в Арбитражный суд Москвы, возымеет хоть какое-то действие?

— Понятно, что Арбитражный суд Москвы примет решение, понятно, что Google на него наплюет. Более того, даже если по этому иску будет полностью заблокирована деятельность Google в Российской Федерации, на его доходах это не слишком скажется.

Другое дело, что в этом случае исчезнет возможность для Google манипулировать умами граждан РФ, а значит, он будет бороться за эту возможность, игнорировать это решение. Пока наш рынок составляет лишь небольшую часть рынка Google. Вот с решениями китайских судов Google считается, поскольку сумма, которую он зарабатывает на китайском рынке больше той, которую он зарабатывает на рынке Российской Федерации. Повторюсь, для победы нужны деньги, деньги и деньги…

- Насколько велика угроза руководству США, тому же Дональду Трампу, которая исходит от крупных интернет-корпораций?

— Боюсь, что эта угроза довольно велика, потому что первую свою кампанию Трамп выиграл в основном усилиями в интернете. Сейчас это направление деятельности открыто блокируют. Вообще, если бы кто-то мог раньше предположить, что американские средства массовой рекламы, агитации и дезинформации могут заблокировать высказывания американского президента, еще лет пять назад это бы сочли абсолютным бредом. Сейчас это очевидный факт. Но Трамп достаточно изобретателен и сейчас пользуется другими направлениями агитации.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала