На ваш взгляд, говорят ли все эти события о том, что Россия ужесточает свою политику по отношению к Украине?
— Это, наверное, скорее стоит рассматривать в разрезе, что Украина начинает вести более агрессивную внешнюю политику на российском направлении. Потому что, несмотря на то что официально СБУ и управление разведки при Минобороне открестились от всех этих операций и в Минске, и в Подмосковье, есть определенная часть украинской элиты в лице [экс-президента Украины Петра] Порошенко, [экс-секретаря Совета нацбезопасности и обороны Украины Александра] Турчинова, которая считает, что это действительно была спецоперация украинских разведчиков, которую Офис президента [Владимира] Зеленского сорвал.
Так что я бы не исключал, что действительно определенные действия такого характера могут быть. В этом плане Россия тоже этой версии придерживается.
- Какие шаги тогда может предпринять Россия?
— Возможно, будут проводить какие-то контрспецоперации на территории Украины. Возможно, будут действовать какими-то дипломатическими каналами. Возможно, через личные контакты Путина и Зеленского, я бы и такого не исключал.
- К слову о личных контактах, какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба нормандского саммита, проведение которого сейчас находится под вопросом?
— Я думаю, вся эта ситуация навряд ли добавит какое-то рациональное зерно в желание Зеленского провести встречу в нормандском формате в ближайшие месяц-два. Вряд ли со стороны России будут такие дипломатические подарки преподноситься Зеленскому, учитывая, что в Кремле уже поняли, что для Зеленского это встреча ради встречи, так как для него это является важным пиаром перед местными выборами в Украине.
- С приходом Зеленского к власти личные контакты между президентами России и Украины возобновились. Как вы считаете, на сегодняшний день остается ли еще пространство доверия между главами государств?
— Скорее всего, Зеленского быстро раскусили, что он особо не собирается менять политику Порошенко и какого-то прогресса ждать от него уже не стоит. И, соответственно, в Кремле не собираются ему каким-то образом подыгрывать в плане встреч, заявлений и так далее.
- Может ли Россия каким-то образом, грубо говоря, заставить Украину выполнить свои обязательства по Минским соглашениям?
— Она может только апеллировать к западным партнерам, чтобы те, в свою очередь, увидели, что Украина как раз таки не реализует, например, политическую часть Минских соглашений, что нет внедрения «формулы Штайнмайера» в украинское законодательство или что депутаты Верховной Рады прямым текстом заявляют, что не будут голосовать за особый статус.
Так что, я думаю, тут заставлять никто никого не будет, это все-таки не детский сад, но со своей стороны Россия будет пытаться демонстрировать тем же Франции и Германии, что мяч на стороне официального Киева со всеми вытекающими последствиями.