В понедельник, 16 декабря, министр внутренних дел Украины Арсен Аваков рассказал о самом безопасном городе в стране.
«Знаете, где у нас самый низкий уровень преступности по стране? В Мариуполе, в прифронтовом городе, потому что там в 2015 году оборудовали специальной суперсистемой мониторинга, и все это знают», — заявил он в эфире телеканала «Украина».
На деле министр ошибся: единый аналитический центр, о котором он говорил, был открыт в Мариуполе в 2016 году.
Инициатором строительства центра был бывший глава Нацполиции Донецкой области, а ныне — ректор Одесской академии МВД Вячеслав Аброськин. Создание центра финансировали МВД, городской бюджет Мариуполя, а также донорские организации. Мариупольский городской совет закупил для этого центра 450 «умных камер» видеонаблюдения, которые, как уверяют украинские СМИ, способны распознавать даже лица людей, сидящих за стеклом маршрутки, а также определять модель авто и номер и много другого. Камеры установлены по всему городу.
Кроме того, сотни подобных камер установили и в других городах. Опыт Мариуполя изучали и в Одессе, где создали свое подразделение: Центр интегрированной системы наблюдения и видеоаналитики Одессы. Кроме того, развитая система видеомониторинга есть и в украинской столице.
Однако на одни лишь видеокамеры списывать безопасность Маруиполя вряд ли стоит.
Вотчина Ахметова
Мариуполь считается вотчиной украинского олигарха Рината Ахметова. Именно здесь расположены входящие в его «Метинвест» металлургические комбинаты «Азовсталь» и имени Ильича. Выходцем с последнего является нынешний мэр города Вадим Бойченко.
В начале декабря Верховная Рада отметила заслуги Бойченко в деле управления городом. Ко Дню местного самоуправления спикер Дмитрий Разумков вручил знаки отличия Верховной Рады представителям муниципалитета, среди которых был и мариупольский мэр. Бойченко получил почетную грамоту парламента за весомый личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие территориальной общины, высокий профессионализм и добросовестную работу.
«Это высокая оценка работы всего муниципалитета Мариуполя. Нам удалось за четыре года перезагрузить город, сделать его современным и интересным. В Мариуполе реализуем масштабные проекты, внедряем IТ-сервисы и создаем новые возможности для людей. Мариуполь может тиражировать свой положительный «эффект» на другие города страны. Верю, что будущее Украины за развитием городов», — заявил сам Бойченко.
После начала войны в Донбассе и изгнания Ахметова из Донецка он сосредоточил свои усилия по развитию города именно на Мариуполе. При этом крупные преступные группировки не смогли подчинить себе олигарха, чей путь к нынешнему положению начинался в Донецке еще в те времена, когда в городе царили довольно жесткие неформальные законы, а контролировали его во многом бандиты.
«Как я вам сказал, в 1992-95 годах был период неформальной экономики. Нами была создана компания «Арс». Мы занимались торговлей углём. Вот именно в эти годы я заработал первый миллион», — рассказывал сам Ахметов о происхождении своих капиталов.
Некоторые из украинских журналистов, в частности, нынешний народный депутат Владимир Арьев, в свою очередь, называли самого Ахметова мафиози. Так, в 2007 году он выпустил фильм «Донецкая мафия. Перезагрузка», в котором говорилось о возможном криминальном происхождении капиталов Ахметова. Однако прямых доказательств этому не было, а вот все те СМИ, которые позволяли себе подобные утверждения, со временем проигрывали в украинских и зарубежных судах и извинялись перед олигархом.
Как бы то ни было, но позиции Ахметова в Мариуполе сильны, а денег на развитие города, в том числе и на закупку камер наблюдения, он не жалеет. Однако безопасность этих морских ворот Донбасса связана не только с Ахметовым.
Polizeistadt Мариуполь
Мариуполь также известен как база полка «Азов». Именно здесь в мае 2014 года и был сформирован одноименный батальон, который позже вырос в полк спецназначения. В Мариуполе «азовцы» проводят торжественные мероприятия. И не только.
В марте 2019 года в МИА «Россия Сегодня» во время пресс-конференции бывший сотрудник Службы безопасности Украины Василий Прозоров рассказал о тайной тюрьме, существующей в Мариупольском аэропорту. Он заявил, что был в тюрьме, которую на местном жаргоне называли «библиотекой». Людей, которые содержались там, украинские спецслужбы называли «книгами».
«В просторечье ее называли библиотека. Людей называли книгами. Люди теряли сознание даже от самого нахождения внутри этих камер. Допрашивали людей здесь же — в технических помещениях: в бойлерной, кладовках. Если там не сделали ремонт, то там кровь даже в бетон впиталась», — рассказывал Прозоров.
Только летом и осенью 2014 года через эту тюрьму прошло около трехсот человек.
Позже РИА Новости провело журналистское расследование и нашло тех, кто содержался в тюрьме. «Азовцы» выполняли в этой тюрьме обязанности палачей.
«Все ужасы не передать. Перебита была переносица, и левое ухо не слышит. Действительно, очень тяжело это вспоминать. Все пересказывать не буду… Но это вээсушник-мальчишка, который меня водил в туалет по тому коридору, мне сказал, что «за два дня до вас тут девочку забили насмерть, тоже Татьяну», — рассказывала бывшая в «библиотеке» член Компартии Украины Татьяна Ганджа.
Задержали ее члены «Азова». Как член КПУ Ганджа содержалась в неких черных списках. Ее палачи угрожали ей ямой или рвом, куда скидывали тела погибших. То намекали, что она скоро пополнит их число, то обещали подвергнуть психологической пытке, когда еще живого пленника кидают к мертвым.
«Насколько я поняла из их разговоров, там какой-то ров, засыпанный известью», — уточняет Татьяна.
На вопрос, сколько там похоронено, она ответила: «Очень много. Люди пропадали бесследно, еще до моего плена… Слышала, что очень много и на агробазе похоронено. Счет на сотни, но это чисто мое мнение».
Позже издание Sputnik привело слова жителя Мариуполя Павла Каракосова о том, знали ли в городе о творящемся в аэропорту.
«В городе уже ходили мрачные слухи. Были присказки вроде: «Это не телефонный разговор — что, в аэропорт захотел?» — передавал он слова мариупольцев.
Однако не одни лишь «азовцы» избрали Мариуполь своим штабом. В городе квартировали СБУшники, которые тоже прославились пытками. Среди таких — взорванный в городе полковник Александр Хараберюш.
«Этому предшествовала большая и вдохновенная работа данного персонажа, прославившегося тем, что он создал и всячески мотивировал систему пыток ополченцев ДНР и просто несогласных с методами нынешнего киевского режима людей. К своей кровавой деятельности он активно привлекал и сотрудников, некоторые из которых по части зверств даже превзошли наставника», — писал о Хараберюше журналист Руслан Мармазов.
О Хараберюше вспоминал и первый министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук.
«Лично убивал бойцов-ополченцев. В ходе оперативной деятельности он был очень агрессивен в отношении местного населения. Любой человек, которого он подозревал в связях с ДНР, особенно, если тот был активистом, лично задерживался Хараберюшем и отправлялся им в пыточные подвалы, которые в достаточном количестве были оборудованы в донецком управлении СБУ в Мариуполе. Он лично и с большим удовольствием, и с большой изобретательностью, так как был «творческим человеком», пытал, истязал, иногда убивал схваченных им людей. Многие сотрудники СБУ, когда Хараберюш привозил задержанных, уходили из своих кабинетов, потому что через вентиляционные отверстия доносились вопли и крики жертв, которых он пытал. Их вопли в прямом смысле сотрясали здание. Хараберюш кайфовал от этого», — рассказал он в комментарии изданию Украина.ру.
Фактически Мариуполь превратился в полицейский город. Но чувствовали ли себя от этого в безопасности его жители? Вряд ли. Все-таки беспредел силовиков не искореняет преступность, а переводит ее на другой уровень.