На самом деле, были согласованы основные моменты программы, которую еще должен утвердить совет директоров МВФ. Когда это произойдет, пока неизвестно, поскольку украинской стороне необходимо выполнить некоторые условия. А до этого программа утверждена не будет.
Национальный праздник должника
По результатам телефонного разговора, состоявшегося 8 декабря, стороны отметили, что Украина и Международный валютный фонд достигли договоренности (Staff Level Agreement) о новой программе сотрудничества. Кристалина Георгиева официально сообщила, что программа EFF (Extended Fund Facility) с Украиной будет 3-летней на $5,5 млрд.
По словам президента Зеленского, новая программа сотрудничества с МВФ «имеет целью ускорить экономический рост, активно искоренять коррупцию и повысить благосостояние каждого украинца.
Премьер-министр Украины Алексей Гончарук отреагировал на телефонный разговор президента и руководительницы МВФ, разразившись победной реляцией.
Министр финансов Оксана Маркарова уверена, что «новая программа с фондом — сигнал для украинского и международного бизнеса, Украина на базе макроэкономической стабильности ускорит экономический рост».
До конца года денег не дадут
Однако Украина не успеет получить окончательное решение Совета директоров МВФ о выделении нового транша до конца 2019 года. Как рассказали украинскому изданию LIGA.net высокопоставленные собеседники из разных государственных структур, Украина не успела выполнить prior actions, которые обсуждались с Фондом. Чтобы попасть на декабрьское заседание Совета МВФ, нужно было, чтобы необходимые законы к текущему моменту уже были проголосованы в парламенте.
По информации источников, речь, прежде всего, идет об изменениях в закон «О системе гарантирования вкладов» (в том числе, позиции, непрямо касающиеся возможной ренационализации «ПриватБанка», а также взыскания долгов собственников других банков-банкротов). Законопроекты должны были попасть в Раду еще в конце ноября.
В свою очередь, в «Слуге народа» пообещали выполнять новые договоренности с МВФ в «турборежиме».
Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов объяснил, зачем Украине кредиты от МВФ.
«Для Украины сейчас — после подтверждения программы МВФ на рабочем уровне — важно привлекать новых инвесторов, чтобы росла экономика, увеличилось количество рабочих мест для наших людей, показатель уровня заработной платы достиг уровня европейского. А средства МВФ — были финансовой подушкой в нашей экономике», — написал Милованов на своей странице в Facebook.
Милованов напомнил, что МВФ предоставляет кредиты Украине под низкий процент — 2-3% в долларах: «Это уровень инфляции в долларе. То есть мы почти ничего не теряем, а иногда (если гривна усиливается) даже зарабатываем на таком кредите. Но более правильно сказать, что обычно деньги идут в резервы Национального банка Украины и не используются — это средства на случай экономических проблем. Со временем мы их возвращаем, а потом — или берем кредит снова, или покупаем резервы за гривну».
Консервация бедности
Экономист Виктор Скаршевский разъясняет: во-первых, никто никому никакой кредит пока не выделил.
В-третьих, до 19 декабря никаких окончательных решений со стороны МВФ не будет принято. В этот день Аппеляционный суд должен вынести решение, являлась ли национализация "Приватбанка" незаконной. Если признает незаконной, то никакой новой программы от МВФ Украине не светит», — написал Скаршевский на своей странице в Facebook.
Он напомнил, что правительство не имеет доступа к кредитам МВФ, следовательно, деньги от МВФ не облегчат долговую нагрузку на бюджет.
«Кредит МВФ поступает не в бюджет, а замораживается в резервах Нацбанка и используется только лишь на погашение предыдущих кредитов Нацбанка перед МВФ… В рамках новой программы Украина получит сумму кредита, равную сумме погашения предыдущих долгов перед МВФ. В течение 3 лет Украина должна вернуть МВФ $5,3 млрд, а МВФ как раз и обещает $5,5 млрд на 3 года по новой программе. Простейшие рефинансирование предыдущих долгов», — отметил аналитик.
По его мнению, наличие программы сотрудничества с МВФ означает консервацию сырьевой структуры бедной украинской экономики (консервация бедности), так как проведение активной промышленной политики и стимулирование экспорта высокотехнологической продукции противоречит лекалам МВФ и прямо запрещается в предыдущих меморандумах с МВФ.
«Хотелось бы, чтобы когда-нибудь получение кредитов от МВФ перестало быть национальным праздником и индикатором «успешных» экономических реформ», — заключил Виктор Скаршевский.