Украинский пациент давно находится в санитарном обозе МВФ. Когда он ездит много лет с Фондом из одного кризиса в другой, бросить его не поднимается рука. В то же время и вылечить его невозможно. Нужно было логическое завершение.
Представим себе, что Фонд не дает деньги. Значит в 2020 г., если в какой-то степени реинкарнируется мировой кризис, Украина может оказаться на грани технического дефолта. Соответственно, может приостановить выплату внешним кредиторам. МВФ — представитель интересов внешних кредиторов.
Он дает деньги, чтобы мы вернули долги и 5,5 млрд через какое-то время вернутся в западную финансовую систему. Еще один фактор — самому МВФ мы должны около 7 млрд долл. То есть возвращать мы будем больше, чем сейчас возьмем. Общее сальдо выплат в ближайшие годы будет в пользу Фонда. Он рефинансирует выплату долгов себе же. Ну а кроме того, если бы украинский кейс сотрудничества с МВФ завершился катастрофой — это стало бы поводом для того, чтобы много лет отпускать шпильки в адрес Фонда. Так что он заинтересован в продлении сотрудничества не меньше, чем Украина.
Просто Фонд, как опытный переговорщик, уверенно и долго держит паузу. И ключевым был не финансовый, а политический фактор. Речь идет не столько об авансе накануне встречи Нормандской четверки в Париже, а о вливании финансового машинного масла для реализации американских интересов в Украине. "Мы не знаем, какой пакет услуг Зеленский пообещал Трампу в обмен на выдачу кредита, учитывая, что все происходит накануне нормандского саммита и в преддверии выборов в США, — констатирует Алексей Кущ. — 5,5 млрд хватит на выплату части внешних долгов, в том числе перед МВФ. Их не хватит на погашение всех долгов даже в течение года и их нельзя использовать для развития экономики. Это глюкоза для пациента, а не полноценное лечение. Но это то, что Трамп смог дать Зеленскому в качестве услуги за услугу".