Теперь наступило похмелье. Голова болит и сил хватает только на констатацию факта, да попытки заявить, что «Силу Сибири» Россия и Китай строили исключительно ради того, чтобы шантажировать Европу дабы оставить Украину на голодном пайке, лишив ее транзита.
«Азиатский рынок позволит России не зависеть от европейского»
Отношения России и Китая, благодаря запуску «Силы Сибири» будут становиться все крепче, уверена испанская El Público.
«Кроме прямых задач (РФ получает деньги за продукт, КНР закрывает потребности части своей территории в нем) стороны решают и косвенные. Россия уверена, что газопровод будет стимулировать развитие Дальневосточного региона, а Китай получает возможность показать всем участникам Парижского соглашения по климату, что уважает подписанный пакт и уменьшает «углеродный след», переходя с угля на газ», — пишет корреспондент издания Анхель Ферреро.
Но для Москвы, по мнению каталонского журналиста, наиболее важным является не это. Труба на Китай убивает еще двух зайцев сразу: становится надежной страховкой для РФ в случае, если в Европе что-то пойдет не так (все, что будет потеряно на Западе, компенсирует доход от Востока) и посылает Евросоюзу недвусмысленный сигнал: ребята, давайте дружить взаимовыгодно и без выкручивания рук.
«Открытие большого азиатского рынка позволит России стать менее зависимой от Европы, а значит, и усилит позиции Москвы на любых переговорах с ЕС, — резюмирует автор. — Подписание соглашения о строительстве «СС» состоялось в момент, когда напряжение конфликта между Россией и Евросоюзом из-за Украины достигло наивысшей точки. Газопровод в Поднебесную явился для Кремля глотком свежего воздуха и защитил РФ от потерь на западном направлении. При необходимости и потребительских возможностях Китая, азиатский тигр может легко заменить для Москвы Германию, которая сегодня — крупнейший покупатель российского газа».
Журналист в концовке своего материала не забывает привести выдержки из речей посла США в Берлине Ричарда Гренелла, заявлявшего, что российская газовая политика и поддержка Евросоюзом «Северного потока-2» почти катастрофически «подрывают экономическую безопасность и стабильность Украины и Европы». Но эти строчки в тексте выглядят вялыми, дежурными и вставленными в него по обязанности соблюдать евросолидарность. Зато между строк легко угадывается «Господи, как же хорошо, что нас это не касается, ведь Испания живет на газе, получаемом из Алжира, а не с Востока».
«Путин выбрал дату запуска, чтобы подчеркнуть: пришла зима»
«Владимир Путин в своем репертуаре, — считает германское издание Focus. — Торжественный пуск газопровода в Китай он произвел не когда-нибудь, а точно в начале зимы». Авторы редакционной статьи не стремятся растолковать эту свою фразу, полагая, что читатель взрослый, сам поймет, что к чему.
«Сила Сибири» — лишь первый из трех газопроводов, которые Россия запустит этой зимой», напоминает издание и эта фраза выглядит обоснованием громкого заголовка статьи «США беспомощно наблюдают, как Путин примеряет корону газового короля».
«В начале января Владимир Путин вместе с Реджепом Эрдоганом запустят «Турецкий поток», а вскоре будет завершено и строительство «Северного потока-2». С такими картами на руках Москвы у Трампа нет шансов. Предложить американский СПГ по конкурентоспособной цене он не сможет. Но от Киева Кремль пока остается в зависимости, часть газа ему придется транспортировать через Украину», — сообщает СМИ. И тут же само себе противоречит, заявляя, что «Владимир Путин уже предупредил Владимира Зеленского в телефонном разговоре, что если соглашение о транзите (через Украину) до конца года достигнуто не будет, поставки прекратятся».
Сложно подозревать Москву в зависимости от Киева, если она может себе позволить такую роскошь, как перекрыть вентиль трубы на Украину.
Немецкая Frankenpost о неприятностях, которые запуск «Силы Сибири» может доставить Украине, вообще предпочитает не вспоминать. Газету больше волнуют «газовые» отношения Москва — Берлин, которые «должны сохраниться, несмотря на азиатские перспективы «Газпрома».
Безусловно, отмечает издание, «38 миллиардов кубов годовых поставок в Китай — серьезная цифра. Но Европа все-таки закупает больше и с введением «СП2» останется главным партнером «Газпрома», получая от него за год 201,7 миллиарда кубометров топлива».
А портал Mitteldeutscher Rundfunk считает необходимым напомнить, что «нитка «Силы Сибири», длиной почти в 3000 км обошлась в €50 млрд, то есть в пять раз дороже «СП2». Тонкий намек на то, что качать в Европу рентабельнее, да и объемы побольше, вы уж там в России не забывайте, что размер маржи имеет значение. Немецкие СМИ в абсолютном большинстве предпочли ограничиться по теме пуска «Силы Сибири» официальным сообщением, распространяемым агентством DPA, носящим нейтрально-информационный характер. Кому охота злить русского медведя накануне зимы, особенно, когда у него появилась такая блестящая возможность газового маневра. Холод, если чуть перефразировать народную мудрость, не тетка, не согреет.
«Россия весьма грамотно повела себя в газовом конфликте с Украиной. Тщательно продумала, как уменьшить свою зависимость от нее и теперь хорошо подстрахована», — отмечается в анализе портала Wirtschafts Woche.
"Россия ни разу не прогнулась под оказываемым на нее давлением, все попытки Европы были безуспешными. В долгосрочной перспективе шансами выиграть у Москвы Киев не обладает".
Беседующий с корреспондентом портала Ангелой Хеннердорф управляющий компанией Kerkhoff Negotiations Рене Шуман, представленный как «эксперт по ведению переговоров», заявляет: «Украину регулярно заводят в тупик».
Но не говорит, кто именно это делает.
«Россия и Китай бросили вызов Америке»
«На фоне торговой войны КНР — США и санкций за присоединение Крыма, которыми Вашингтон надеется задушить Москву открытие газопровода «Сила Сибири» выглядит свидетельством крепнущих связей между РФ и КНР», — делится своими впечатлениями на страницах британской The Times ее корреспондент Том Парфит.
Журналист, по всей видимости, в курсе, что краткость приходится сестрой таланту, и потому выражается предельно лаконично:
«Газопровод обеспечит Китай новым источником энергии и уменьшит зависимость России от европейского потребителя».
И на этом в резолютивной части заметки все. А дальше — «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь». Хорошие отношения с Россией, разумеется.
«Запуск «Силы Сибири» — это фактически, открытый вызов, который бросили Путин и Си экономической гегемонии США», — убеждено влиятельное американское деловое издание The Wall Street Journal.
Корреспондент Георгий Канчев подчеркивает, что «российский природный газ не только удовлетворяет спрос на энергоносители, но также и обеспечивает Пекин преимуществом в его торговой войне с Соединенными Штатами. Поставки российского газа снижают зависимость Китая от американского СПГ, который к тому же еще и дороже российского».
«Появление России на китайском газовом рынке станет серьезным препятствием для американских производителей СПГ, даже при условии, что Вашингтон и Пекин заключат торговую сделку и снизят тарифы на энергоносители», — резюмирует автор. И при этом напоминает, что «КНР стремительно наращивала объемы закупок СПГ у Штатов до момента, пока не разразилась торговая война, в ходе которой Пекин сначала ввел 10%-ную пошлину на американский газ, а затем поднял ее до 25%, после чего поставки прекратились».
«Россия отказалась быть членом семьи западных стран»
Особняком в хоре голосов западных СМИ, объективно признающих запуск «Силы Сибири» победой России, стоит мнение польской Tygodnik Solidarność, считающей, что «договор Москвы с Пекином является символом того, что Кремль оставил тщетные надежды вступить в дружную семью западных государств как полноправный ее член».
Аналитик Марек Будзиш, оценивая ситуацию, выражает мнение, что «рентабельность проекта остается под вопросом» и подчеркивает, что «для Китая газопровод не является стратегическим, а для Москвы — да» и потому последней придется подстраиваться под интересы Поднебесной.
По всей видимости, на формирование выводов польских специалистов оказало большое влияние манера поведения на газовом рынке его родины: Польша, как известно, стремясь продемонстрировать свою преданность заокеанскому боссу, покупает его СПГ по заведомо более высокой цене, чем могла бы брать у России. Но необходимость «быть католиком больше Папы Римского», не позволяет Варшаве покупать продукт там, где он дешевле.