В тексте сказано, что полиция задержала иеромонаха Свято-Андреевского кафедрального собора Илиодора (Кугатова) при получении им в отделении Новой Почты посылки, содержавшей «наркотические вещества — амфетамин и метиламин в большом количестве».
К новости приложены фотографии задержания и запечатанной посылки. Официального сообщения от пресс-службы полиции нет до сих пор и Forpost ссылается на некие свои источники в правоохранительных органах, т.е. информацию с фотографиями ему кто-то слил.
Буквально через 15 минут, в 21:48, на Фейсбук-странице некоего запорожского блоггера Виталия Горбенко появилось почти идентичное сообщение с теми же фотографиями, но без ссылки на Forpost. Кто такой блоггер Виталий Горбенко, понять непросто. Информации о нем нигде нет. Есть только страница в Фейсбуке, где он раз, может два раза в месяц делает публикации в 70% случаев направленные против УПЦ. Остальные 30% — это «сепары», «агенты ФСБ» и «Путин напал». Ходят слухи, что это вовсе и не человек, а творческий коллектив, связанных с СБУ авторов, которые в нужный момент сливают нужную информацию. По крайней мере, в его публикациях мелькают данные как из закрытых реестров, так и из материалов следствия, которых также нет в открытом доступе.
Еще через 10 минут, в 22:06, идентичный текст про «большую партию наркотиков» с фотографиями появляется на запорожском сайте «061», которому тоже все «стало известно из собственных источников». Правда, на «061» есть и нечто новое, а именно уточнение, в какое время произошло задержание — примерно в 20:00.
А с самого утра, в 04:53, 30 ноября то же самое пишут журналисты «Занозы», которым также о задержании «сообщили в правоохранительных органов» (авторская грамматика сохранена). Видно, что новость переписывалась с темника на тяп-ляп, что и не мудрено в 5 утра. Видимо редактор не заходил в свою электронную почту вечером предыдущего дня.
Показательно, что «Заноза» уже была замечена в распространении сливов из органов. В конце 2018, когда меня уже выпустили из-под стражи без меры пресечения, но дело продолжало рассматриваться, через пару часов после очередного заседания суда на «Занозе» появилась подробная информация о том, что происходило в заседании. И это учитывая тот факт, что в зале не было никого, кроме судей, прокурора, адвоката, меня и двух моих ближайших родственников.
Итак, днем 30 ноября, после опубликованного рядом запорожских сайтов слива информации об иеромонахе Илиодоре и «большой партии» наркотиков, митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука сделал официальное заявление в своем телеграм-канале о том, что иеромонах действительно ранее был наркозависимым, но в последние годы успешно боролся с «болезненными влечениями», тем не менее, «власть дьявола, к сожалению, вновь возобладала им».
По всей видимости, первым, кто догадался позвонить в пресс-службу полиции и непосредственно на Новую Почту, был сайт «Факты». В полиции им прокомментировали инцидент так:
«29 ноября около 17:00 сотрудники отдела криминальной полиции Днепровского отдела полиции в одном из почтовых отделений Днепровского района обнаружили у мужчины 1984 года рождения наркотики. Следственно-оперативной группой на месте происшествия изъято наркотическое средство весом около 1 гр., которое направлено на исследование в Запорожский Научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр. По данному факту возбуждено уголовное производство по признакам ч.1 ст. 309 (Незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта) УК Украины».
В итоге мы имеем задержание не в 20:00, а в 17:00, не «большую партию наркотиков», а 1 грамм, не амфетамин и метиламин, а направление на экспертизу и не наркодилеры, а ст. 309 — без цели сбыта. Понятно, что несколько запорожских сайтов одинаковый, и как видно, фейковый, текст не придумали сами, а получили по рассылке. Причем есть смутные подозрения, что рассылка шла совсем не из пресс-службы полиции, которая по запросу «Фактов» дала совсем иную информацию, а из другого всем известного органа.
Дальше естественным образом начинается цепная реакция. Бесчисленное множество новостных ресурсов, включая крупнейшие на Украине издания вроде УНИАН, Цензор или ТСН, не смотря на сообщения митрополита Луки и «Фактов», дают новость о «наркодилерах» и «большом количестве» наркотиков, ссылаясь исключительно либо на Forpost, либо на страницу никому не известного Горбенко. Общий посыл всех новостей — посмотрите, «московская церковь» — сборище барыг и наркоманов, бандитская структура, мы же говорили, что ее надо закрыть, ФСБ, Путин, сепары и т.д. В медиа для потребления широкими слоями граждан Украины формируется логическая цепочка: наркотики — УПЦ — митрополит Лука — Москва — агенты Путина.
Цензор: «Полиция задержала священника-наркодилера в Запорожье».
«Факты»: «Митрополит известен тем, что активно выступал против предоставления Православной церкви Украины Томоса об автокефалии и был внесен в базу «Миротворца»».
«061»: «В Украине у него неоднозначная репутация: в свое время он голосовал за решение синода РПЦ о разрыве с Константинополем, который согласился дать автокефалию Православной церкви Украины (ПЦУ)».
ТСН: «Задержан помощник митрополита Луки, известного своей пророссийской позицией и нетерпимостью к другим конфессиям. Именно он поддержал отказ одного из подчиненных отпевать погибшего ребенка, крещенного в киевском патриархате».
Кстати, тему об отказе УПЦ отпевать ребенка, крещеного в киевском патриархате (непонятно, почему родители не могли обратиться туда, где крестили) в Запорожье 2 года назад разгонял именно сайт Forpost, который первым выдал слив о задержании иеромонаха Илиодора.
Глава пресс-службы Запорожской епархии УПЦ протоиереей Александр Овчаренко ответил на несколько вопросов издания Украина.ру касательно произошедшего.
— Отец Александр, откуда запорожские журналисты взяли «наркодиллеров»?
— Чтобы они там ни писали, это их интерпретации. Сначала СМИ писали о большой партии наркотиков, но это оказалось неправдой. Теперь пишут о том, что владыке выгодно называть его наркоманом. Это тоже неправда…. Им будет нравиться только одна версия, в которой Церковь как можно больше можно обвинить.
— То есть после обращения митрополита Луки говорить о торговле наркотиками стало как-то неудобно? Сильно напоминает задержание террориста-пенсионера, который якобы пытался взорвать митрополита, но тот сообщил, что его в этот день даже не было в городе.
— Оппоненты УПЦ, увидев резонанс после комментария владыки Луки, всполошились, поскольку вся их информационная работа по разжиганию негатива в отношении Церкви резко пошла под откос. Они начали лихорадочно менять тактику. Теперь уже никто не говорит про «большую партию наркотиков» и т.д. Акцент стал смещаться на то, что владыка Лука якобы сделал наркомана священником. Если внимательно прочитать то, что написал митрополит, становится ясно, что опять нам пытаются навязать предвзятое отношение к ситуации. Иерарх дал чётко понять, что человека лечили. И это принесло свои плоды, поскольку он много лет жил вполне нормально. Это и позволило его рукоположить. То, что человек через длительное время в силу каких-то причин сорвался, это трагедия и совершенно иная история. Поэтому правильно сказал митрополит Лука: играть на чужой беде — гнусно. И тот, кто так делает, выглядит во сто крат непригляднее того, кто оступился.
— Но на этой ситуации обязательно будут играть. Главная задача — настроить общественное мнение против УПЦ. На проблему наркомании им плевать.
— В постах и комментариях — ад. Сейчас из-за этого инцидента начали медиа-атаку на епархию. Проблемы с наркотиками в нашем регионе очевидна каждому, у нас есть целые районы в городе, которые занимаются наркотиками. В интернете множество ссылок, где можно заказать запрещённые вещества, а также написаны на каждой стене. Мы призываем людей к противодействию, хотя бы закрашивать надписи на стенах. Да, этим занимаются неравнодушные, волонтеры. Но этого мало, надо объединять усилия. Эта проблема дошла даже до священников и, очевидно, до детей. Никто не застрахован от этой беды. Это никак не оправдывает действия священнослужителя, но открытая доступность тоже играет немаловажную роль. Надо обратиться к Богу и к специалистам, не пытаться решить проблему самому. Нас как человека разумного отличает — сила воли, мы можем, с помощью врачей и Таинств противостоять своим страстям и желаниям. Но для этого нужна свободная воля человека, согласие лечиться, а не просто отбыть время, чтоб отстали. Наши верующие предки очень точно понимали баланс помощи Божией и собственными усилиями: «На Бога надейся, а сам не плошай».
— Это не первая атака на Церковь. Общество съело, то что ему предложили, или люди понимают, что из трагедии одного человека не следует, что вся Церковь заражена пороком?
— Думающие люди есть всегда. Огромное спасибо всем тем, кто защищал и верил, спасибо вам за ваши чистые сердца! За все ваши комментарии. Не разочаровывайтесь! Помните слова святителя Илариона Троицкого: «Грех в Церкви, это есть не грех Церкви, а грех против Церкви». Еще раз всем низкий поклон, но война продолжается. И будут еще и убитые, и раненые, к сожалению. Спаси и Сохрани всех нас. А всем лайкающим и радующимся падению человека, рукоплескателям боли Церкви, я бы посоветовал быть осторожным и внимательным. Духовный мир очень необычная штука. Не дай, Боже, кому-то из вас или нас столкнуться с таким!
Очевидно, что цель начавшейся медиа-кампании не борьба с наркоторговлей. Действительно, не составляет вообще никакой проблемы узнать, где в Запорожье производят наркотики и торгуют ими. Да не надо даже узнавать, правоохранителям все это давно известно, но производство и торговля продолжаются. Так что вопрос исключительно в атаке на, пожалуй, последнюю официально существующую крупную организацию на Украине, которая выбивается из взятого с 2014 года политического и идеологического курса. С тех пор путем массовых репрессий на Украине было зачищено коммунистическое движение, русское национальное движение, выступающее против национализма либеральное и социал-демократическое движение. Теперь на острие атаки находится православная церковь и дело исключительно в этом. Вот, в конце ноября появилась новость, как настоятель одного из храмов ПЦУ тернопольской епархии, заядлый игроман и алкоголик, жестоко избил жену, но ни одно СМИ не сделало из этого вывод, что в ПЦУ одни мерзавцы и бандиты и вообще, эту церковь надо бы закрыть. Не сделало, потому что не было задачи. По УПЦ, по всей видимости, задача есть.
Иеромонах Илиодор на свободе, готовится к допросу у следователя. По подозрению в такой статье под стражу не берут. Кроме того, нет экспертизы, т.е. вообще-то еще никому неизвестно, что конкретно было в посылке. Но точно нет торговли и нет крупной партии. Источник с известной целью слил в СМИ заведомо неправдивую информацию.
Но информповестку уже не перебить, даже если появится опровержение. Так же делалось и при моем аресте, когда в день задержания пресс-служба СБУ (здесь напрямую, без тайного слива в СМИ) выдала информацию, что пойман агент, который на деньги Кремля готовил референдум и даже госпереворот в Запорожье. Когда стало ясно, что таких эпизодов нет ни в сообщении о подозрении, ни затем в обвинительном акте, всем было уже все равно. Одиозные СМИ продолжали писать про деньги на референдум и с каждым днем все обрастало новыми выдуманными подробностями. Перебить повестку в какой-то степени удалось только упорными совместными усилиями немногочисленных честных украинских СМИ и друзей в иностранных изданиях.
А здравым журналистам стоило бы задаться несколькими вполне логичными вопросами:
• Как полиция узнала, что в посылке наркотики? Пакеты на фото запечатаны.
• Как полиция вообще узнала, что надо в это время приехать в почтовое отделение?
• По всей видимости, Илиадора вели заранее. Тогда где информация об аресте реального наркодиллера, который отправил посылку?
• Если знали заранее, а это наверняка так, зачем вообще позволили Илиадору получить посылку? Арестовали бы отправителя-наркоторговца, взяв его на месте, а с иеромонахом провели бы профбеседу, оказали бы помощь в избавлении от наркозависимости. Тем более, ст. 309 УК — это незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств. До момента получения посылки, квалифицировать данную статью Илиадору было бы нельзя.
• Почему Илиодор заказывал, фактически подставляя себя, 1 грамм наркотических веществ аж в Черкассах, когда можно почти без риска получить их прямо в Запорожье бесконтактно, через закладку?
• Кто вообще отправлял посылку и не является ли это спецоперацией?
• Откуда у журналистов взялась информация об «амфетамине и метиламине в большом количестве» до проведения экспертизы?
• Почему «источники в правоохранительных органах» дают ряду запорожских сайтов информацию об «амфетамине и метиламине в большом количестве», а пресс-служба полиции на запрос сайта «Факты» отвечает про 1 грамм неизвестного до проведения экспертизы вещества?
• Что это за источник и что это за «правоохранительный орган», если полиция дала совсем другую информацию?
• Какова ответственность за слив данных следствия? Какова ответственность за передачу СМИ заведомо недостоверных данных, вредящих чести и достоинству человека?
• Какова ответственность СМИ, публикующих такую информацию, да еще и со ссылкой на анонимный источник, который, по всей видимости, один на всех?
• Почему иеромонах, талантливый фотограф, который, по словам митрополита Луки, лечился от наркозависимости и много лет ничего не употреблял, человек, который в моем присутствии в день торжества православия дал 500 грн из своего кармана пожилой женщине, собиравшей на операцию, вдруг сорвался?
• А он сам сорвался или ему помогли?
Сама лишь постановка таких вопросов некоторым образом проясняет картину, особенно если знать искомый результат — медиа-атака против УПЦ.
В беду может попасть любой человек, хоть священник, хоть мирянин. А наркозависимость — это беда, это болезнь души и тела, которую арестами не поборешь. В украинских тюрьмах любой заключенный может получить доступ к наркотикам, было бы желание и деньги. Церковь, как часть общества, не более виновна в трагедии данного конкретного священника, чем все общество в целом. Так бы и написали подконтрольные власти СМИ, если бы шла речь о любой другой церкви, но не УПЦ. А все потому, что во главе угла не борьба с реальной преступностью, разъедающей украинское общество изнутри, а борьба с инакомыслием.
«Такое впечатление, что не вы, Владимир Александрович, избраны президентом, а Порошенко получил вторую каденцию», — написал в открытом обращении из харьковского СИЗО 85-летний политзаключенный Мехти Логунов, осужденный при предыдущем президенте по ложному доносу за госизмену и пока безрезультатно добивающийся пересмотра своего дела.
Порошенко, конечно, никакую каденцию не получил, но методы не меняются.Потому что ключевые цели сохраняются.