В конце ноября министр молодежи, спорта и культуры Украины Владимир Бородянский в интервью нескольким изданиям заявил о желании Киева транслировать свои телепередачи в ЛНР и ДНР.
«Наша задача — сделать так, чтобы на временно оккупированных территориях люди знали правду о том, что происходит на Украине, чтобы мы начали вести с людьми, живущими на этой территории, диалог в эфире такого телеканала. Прежде всего с научной средой. И наша задача — донести правдивую информацию. Язык будет и украинский, и русский. Именно сейчас идет процесс создания такого телеканала на базе UA TV, который должен быть запущен уже в феврале. Повторяю: его эфирное вещание будет только на временно оккупированных территориях», — заявил Бородянский в интервью изданию «Зеркало недели», которое было опубликовано 29 ноября.
Ранее — 24 ноября — в интервью изданию «Новое время» Бородянский обрисовал бюджет нового канала.
«У нас есть на UATV примерно 440 млн грн (около 1,2 млрд руб. — Ред.) [эта сумма также предусматривает финансирование информационного агентства Укринформ]. На наш взгляд, на сегодняшний день этого достаточно. Дальше будем смотреть», — отметил он.
Такие масштабные планы вызвали у многих скепсис. Ведь ранее подобные инициативы украинских властей оканчивались банальным распилом средств. Тем более, как уже указывало издание Украина.ру, телевещание в крупных городах ДНР и ЛНР переведено на кабельное, а операторы вряд ли допустят украинский канал на экраны Донбасса.
В общем, инициатива Минкульта вполне может стать очередной распилочной. Тем более это не впервые.
Фиаско Коломойского
В 2014 году украинский олигарх Игорь Коломойский, который после Майдана возглавил Днепропетровскую областную государственную администрацию, решил сказать свое слово в информационной войне Украины с Россией. Имеющихся у него каналов, среди которых выделялся «1+1», олигарху не хватило. И он решил создать канал для вещания на весь мир на английском языке.
«Для нас важно предоставить международному сообществу доступ к реальным фактам и событиям в Украине, России и странах СНГ. К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями широкомасштабной информационной войны со стороны государственных СМИ России. Мы считаем, что можем на это ответить, а именно объективной информацией, построенной на принципах цивилизованного мира — со всеми точками зрения, без лжи и искажений. Ukraine Today — наш вклад в поддержку европейского выбора Украины», — заявил в июле 2014 года генеральный директор «1+1 Media» Александр Ткаченко — тот самый, который пять лет спустя прошел в Верховную Раду по спискам президентской партии «Слуга народа» и которого сейчас прочат на пост главы Киевской городской государственной администрации.
Канал с помпой запустил вещание 24 августа — в День независимости Украины. Само название канала было калькой с Russia Today. Неудивительно, что журналисты последнего захотели пообщаться с украинскими «коллегами». Сентябрьский эфир на RT фактически похоронил UT. Даже сторонники украинских властей признали: на фоне российской журналистки Аниссы Науэй генеральный продюсер Ukraine Today Татьяна Пушнова выглядела бледно. А демарш последней оставил неоднозначное впечатление.
Последний сюжет — от декабря 2016 года — производил удручающее впечатление. Комментатора записывали по скайпу, а сама журналистка находилась в каком-то полутемном помещении, не напоминающем студию. Последний ролик на Youtube-канале Ukraine Today появился 12 октября 2017 года — спустя десять месяцев после предыдущего. Комментаторы задали вопрос, не ожил ли канал. Но ответа так и не получили.
Бесплодные попытки
В мае 2017 года президент Украины Петр Порошенко своим указом ввел в действие решение СНБО о санкциях в отношении ряда российских компаний. Среди прочих под них подпадали и российские соцсети, а также крупнейшие российские поисковые машины. Украинцев оставили без «ВКонтакте» и «Одноклассников». Однако украинские разработчики подсуетились и сразу же объявили о скором появлении новой соцсети, которую они должны были создать совместно с канадскими коллегами. Название у сети было простое и незамысловатое: Ukrainians. Тем самым невольно копировалось название другой украинской соцсети — «Українці».
Объявление о создании соцсети было два дня спустя после указа Порошенко — 18 мая 2016 года. Указывалось, что создавать ее будет команда из 30 программистов канадской компании StartupSoft и украинка Александра Струмчинская. По адресу ukrainians.co было размещено сообщение с просьбой оставить собственный почтовый адрес для подписки.
«Если до 1 июня количество подписчиков достигнет 50 000+, StartupSoft разработает продукт в течение четырех месяцев», — было написано в обращении.
Однако уже в сентябре Струмчинская, которая поначалу заявляла, что создатели соцсети планируют справиться своими силами, а не привлекать финансирование извне, признала провал своей затеи.
«Меня поставили перед фактом, что разработка украинской социальной сети прекращается. Мне очень жаль. И я откровенно прошу прощения и благодарю всех пользователей, которые вместе со мной искренне верили в реализацию и успех этого проекта», — объявила она не в своей соцсети, а в Facebook.
В одном из интервью Струмчинская описал причину того, отчего проект «не взлетел»
«Ожидания инвесторов касательно активности уже зарегистрированных пользователей в соцсети не оправдались. Темпы роста активности использования доступных функций (хотя запущены были не все они) были не такими быстрыми, как того ожидали инвесторы. Поэтому в StartupSoft решили, что дальше продолжать разработку не имеет смысла, поскольку они не видят перспективы развития этого проекта», — отметила она.
И это притом что даже старейшая украинская соцсеть «Українці», у которой Ukrainians позаимствовали название, проигрывала по сравнению с другими мировыми соцсетями. Кроме того, можно было учесть опыт такой украинской соцсети, как «Друзі», основанной в первых числах марта 2014 года, на пике промайданных настроений в части украинского общества. Несмотря на то что ее создатели верно подгадали с датой выпуска продукта — часть общества была настроена настолько антироссийски, что с радостью покидала привычные «ВКонтакте» и «Одноклассники», по самым смелым подсчетам, аудитория соцсети в конечном итоге составила около 150 тыс. человек. Т.е. продукт не получил необходимой для социальной сети популярности. Радует одно: украинцы не оплачивали создание Ukrainians.
Сейчас сайт соцсети Ukrainians продается. При этом на сайте висит объявление, в котором указаны похожие ссылки, среди которых сайты знакомств с украинками и россиянками.
Нынешнее украинское руководство позиционирует себя как сторонников рыночной экономики. Однако при этом оно забывает один из основных постулатов рынка: спрос диктует предложение. Как показала история с Ukraine Today и Ukrainians, спроса на украинский медийный продукт нет. А, к примеру, таланты украинских клипмейкеров и режиссеров, напротив, востребованы во всем мире: клипы исполнителей со всего мира снимаются и на Украине, и самими украинцами.
Сейчас Украина нацелилась вещать на Донбасс. Тот самый Донбасс, который обстреливают ВСУ. Включит житель ДНР и ЛНР, недавно получивший российский паспорт, такой телеканал, а там президент Украины Владимир Зеленский.
«Те, кто за Россию, могут уехать [из Донбасса]», — скажет дончанину Зеленский.
Наверняка найдутся те дончане, которые в ответ запустят в такой телевизор чем-то тяжелым.