Отвести войска от последнего согласованного участка — посёлка Петровское в Донецкой области не удалось. Стороны видят в неудаче друг друга: Киев заявляет о срыве режима тишины, а ополченцы — в саботаже бойцов ВСУ. Командующий операции объединёнными силами Владимир Кравченко объявил, что в случае отсутствия обстрелов украинские военные покинут район Петровского 8 ноября, но в случае провокации они готовы вернуться на предыдущие позиции.
О том, как будет развиваться ситуация в Донбассе, в интервью изданию Украина.ру рассказал директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
Почему разведение сил и средств в районе Петровского не состоялось 4 ноября, как анонсировал Зеленский?
Если верить инсайдам, то до последнего момента о том, что будет разведение у Золотого, не знало даже близкое к президенту окружение из Верховной Рады и министерств, в том числе из МИД. Можно предположить, что все эти вещи делаются в тайне от участников украинского политического процесса.
Понятно, что такой режим требует определённой подготовки и усилий, в том числе и на сокрытие реальных действий от тех, кто может этим действиям помешать.
Сначала министр иностранных дел Вадим Пристайко назвал 4 ноября как возможную дату, потом, когда это повторил с юношеским энтузиазмом Зеленский с генсеком НАТО, то уже тогда у многих в Киеве возникли сомнения, что это будет четвёртого числа. Показалось, что это была уловка для того, чтобы отвлечь внимание.
По Вашему мнению, в конечно итоге сторонам удастся завершить разведение войск в Донбассе?
В в том, что в Петровском начнётся разведение у меня, честно говоря, нет никаких сомнений. 5-го, может быть, и нет, а в среду или в пятницу (6 или 8 ноября — ред.) вполне возможно, что процесс пойдёт и в Петровском. В том, что он пойдёт, сомнений не может быть.
Почему украинские военные, как утверждает представитель ДНР в Совместном центре по контролю и координации за режимом прекращения огня Руслан Якубов, саботировали указ верховного главнокомандующего Зеленского?
Я, четно говор, не знаю, есть ли эти приказы, можно ли тут говорить о саботаж. Военные вряд ли бы пошли на открытый саботаж, потому что всё это сопряжено с ответственностью, в том числе и юридического характера. Думаю, тут речь идёт не о саботаже, речь идёт о том, что высшее руководство страны в лице Зеленского или тех, кто управляет его рукой, отдающей и подписывающей приказы, они решили повременить. Но я думаю, что речь идёт о двух-трёх сутках, не более того. А о саботаже ВСУ приказа главнокомандующего мне, кажется, нет оснований говорить.
Как известно, подписание «формулы Штайнмайера» и отведение войск от Золотого и Петровского — это условия для проведения встречи лидеров «нормандской четвёрки». Кому невыгодны развод сил и, соответственно, переговоры президентов России, Франции и Украины, а также канцлера ФРГ?
В Киеве их пруд пруди. Большинству это невыгодно. Это и политическая часть партии войны, это и экономическая часть партии войны, те, кто зарабатывают на всех уровнях. Это и хозяева контрабандных потоков, и силовых структур, включая Службу безопасности, и из криминальных структур, отечественных и международных. Это и внешние силы, их тоже немало. У нас сформировалась достаточно разветвлённая инфраструктура войны, тут без ломки и столкновений не обойтись.
Если персонализировано, то в Верховной Раде из пяти фракций, не считая групп, три фракции и лидеры этих фракций и их спонсоры, заинтересованы в том, чтобы война продолжалась: и «Батькивщина», и порошенковская «Европейская солидарность», и вакарчуковско-соросовский «Голос». Есть и в руководстве разного уровня Вооружённых сил, начиная с Генштаба и руководства ООС, и командиров бригад и батальонов. Метастазы войны во всём организме, их так просто не убрать.