Сообщается, что исследование было выполнено в июне-июле 2019 года социологической компанией InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews, реализующей «Медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Представители InMind опросили 4056 респондентов, ошибка выборки не превышает 2,5%.
Основная цель исследования — изучить привычки украинцев, касающиеся медиапотребления, их доверия к медиа, а также оценить уровень медиаграмотности и осведомлённость населения относительно проводимых в стране реформ, сообщили в Internews.
Согласно результатам исследования, уровень доверия к общенациональной прессе составляет 19%, местному радио доверяют 22% респондентов, общенациональным телеканалам — 49%. В то же время доверие общенациональным интернет-медиа составляет 51%. Как отмечается в публикации на сайте Internews, «это самый высокий показатель этого года».
Украинцы продолжают уходить от традиционных СМИ в интернет
Исследование показало, что с 2015 года доля украинских интернет-пользователей выросла на 14%, «теперь в онлайне 85% украинцев». Как отметила во время презентации результатов опроса директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак, организация изучает общенациональное отношение населения страны к СМИ с 2012 года. По её словам, по результатам исследования этого года видно, что «возрастание роли интернета и цифровых медиа меняет способ потребления новостей и информации в Украине».
«Из-за распространения дезинформации в интернете и трудностей с её выявлением важно, чтобы качественная, непредубеждённая журналистика была доступна там, где люди узнают новости», — заявила МакКормак.
А где люди узнают новости? Исследователи установили, что в этом году 68% респондентов используют для получения новостей социальные сети, — в прошлом году этот показатель составлял 53%. При этом популярность и охват аудитории телеканалами снизился с 77% в 2018 году до 66% в этом году.
Знать не по лжи
Большинство читателей и зрителей (около 80%) говорят, что они знают о заказных материалах в СМИ, при этом 68% из них считают, что они умеют отличать такие материалы. Это самооценка. Однако проведённый в рамках опроса тест на медиаграмотность показал, что «только 11% респондентов смогли правильно определить настоящую и правдивую информацию среди трёх предоставленных новостей, тогда как 10% не смогли даже попытаться ответить». Две трети респондентов смогли правильно определить лишь один из трёх вариантов, говорится в сообщении.
Авторы исследования отмечают, что «воспитание критического мышления у взрослых остаётся важным шагом для создания стойкости к дезинформации». С этим утверждением трудно спорить, хотя приходится предпологать, что в постмайданной Украине как раз наличие критического мышления властями и «патриотической» частью общества отнюдь не приветствуется.
Так, в украинских провластных и «патриотических» СМИ с 2014 года и по сей день звучат безапелляционные утверждения о «российско-украинской войне», о «российско-террористических» войсках на Донбассе, наконец, сами непризнанные народные республики называют «террористическими». Между тем официальный Киев войну России не объявлял.
Возможно, исследователи из Internews не обращали на это внимание, но параллельно таким «правдивым» сообщениям СМИ и суды на Украине штамповали приговоры по статье 258-й УК («Террористический акт») за содействие непризнанным республикам. Содействие могло проявляться в чём угодно. Так, журналистов Дмитрия Васильца и Евгения Тимонина, которые будто бы настроили ютуб-канал, который могли смотреть на территории республик Донбасса, осудили на 9 лет заключения за «информационное содействие терроризму». В феврале 2018 года Апелляционный суд Киева отменил приговор, освободил Васильца и Тимонина из-под стражи и отправил под домашний арест. Но дело против них не закрыто, его направили в суд первой инстанции.
В пособничестве «террористам» и в госизмене (ещё одна популярная статья) обвиняли и многих других журналистов, блогеров, политиков, общественных деятелей, учёных. Можно вспомнить имена Кирилла Вышинского, Руслана Коцабы, Владимира Скачко, Василия Муравицкого, Александра Бондарчука, Мехти Логунова… Это известные имена, а сколько людей, о преследовании которых не осведомлена широкая публика? По словам экс-депутата Верховной Рады Елены Бондаренко, на Украине сейчас около пяти тысяч политзаключённых, все они преследуются за высказывание своей политической позиции, своего мнения, отличного от мнения Майдана.
Если есть фейковая политика государства
Но при чём тут «терроризм»? Елена Бондаренко утверждает, что никто официально не признавал ДНР и ЛНР террористическими организациями, поэтому все обвинения по ст.258 «фейковые». Украинский адвокат и правозащитник Андрей Гожый также сделал соответствующие запросы в МИД России и МИД Украины.
«Вопрос очень простой: «Признаны ли ДНР и ЛНР какой-нибудь международной организацией и (либо) государством террористическими организациями? Если да, то решением какого органа, дата и номер документа (заявления, декларации, резолюции, судебного решения и т.д.)?». Ответ МИДа РФ — провозглашённые республики ДНР и ЛНР не признаны ни одной международной организацией, ни одним государством мира в качестве террористических организаций, так как фактически таковыми не являются. МИД Украины этот мой вопрос просто проигнорировал, видимо, стесняются или нечего ответить», — сообщил правозащитник.
Между тем украинские провластные медиа продолжают вещать о «террористах» на Донбассе, об "агрессии" России и, кстати, о том, как обновленные украинские Вооруженный силы (ВСУ) с лёгкостью готовы разгромить российские воинские части. А еще политики в Киеве говорят, как о свершившемся факте, Крымском мосте, который по их убеждениям сначала "никогда не построят", потом, что "он сразу рухнет", а теперь, что они его "заберут себе в счет контрибуций".
Интересно, в Internews эти утверждения шли по каким графам: мечтаний или фейков?