Утро пятницы 4 октября оказалось трагическим для экипажа чартерного грузового рейса UKL4050.
«Дурная грустная пятница. Во время выполнения чартерного грузового рейса UKL4050 самолетом Ан-12# UR-CAH авиакомпании «Украина Аэроальянс», по предварительной информации, с семью членами экипажа и одним сопровождающим груз на борту, по маршруту Виго (Испания) — Львов совершил аварийную посадку на грунт в селе Сокольники вблизи аэродрома. По предварительным данным, трое погибших, трое тяжело травмированных живых, двоих еще разыскивают, продолжается спасательная операция. Предварительно, аварийная посадка осуществлена в связи с окончанием горючего. Начато расследование», — сообщил министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
Позже он дополнил запись важным уточнением: погибло пять человек.
Не только для Львова, но и для всей Украины эта новость стала шокирующей. Ведь если версия, о которой писал министр, подтвердится, получится, что к трагедии с человеческими жертвами привела либо жадность, либо бедность украинских авиаперевозчиков.
Топливный вопрос
В одном из украинских авиационных сообществ в Facebook висит фотография плаката советских времен. Плакат гласит: «Авиаработник, помни! Сокращение работы двигателей на земле на одну минуту дает экономию авиакеросина для самолетов и вертолетов: Ил-86 — 67 кг, Ан-12 — 30 кг…»
Далее в списке перечисляются другие типы гражданских воздушных судов.
Однако даже в условиях советской экономии никому не приходило в голову недозаправлять самолеты. Напротив, и тогда, и сейчас самолеты заправляются топливом с избытком. Причина ясна: в пункте назначения может резко испортиться погода или накопиться очередь на посадку. Для того, чтобы уйти на запасной аэродром или кружить в очереди в ожидании посадки и нужен этот избыток.
Советский плакат призывал лишь не включать двигатели слишком рано, не расходовать топливо на земле зря.
Виго можно назвать самым западным из относительно крупных городов Испании. Этот портовый город является крупнейшим городом региона Галисия. Он расположен на берегу Атлантического океана. Можно предположить, что предназначавшийся для Украины груз мог быть привезен из-за океана, а в Виго перегружен с морского на воздушное судно.
По прямой расстояние от Виго до Львова — 2642 километра. Перегоночная дальность полета Ан-12 — советского военно-транспортного самолета, которое по кодификации НАТО получило название Cub — «Новичок» — по разным данным, от 5530 до 5700 км. В общем, при полных баках этот самолет мог выполнить полет из Львова в Виго и обратно без дозаправки. Но это без груза и по прямой. На практике же расход топлива увеличивается как раз из-за груза и других факторов, в том числе и из-за сильного встречного ветра.
Но украинский перевозчик не должен был экономить и не дозаправлять самолет в Испании. Дело в том, что на его сайте есть страница с характеристиками данного конкретного самолета. И там указано: «Максимальная дальность полета с нагрузкой 20 000 кг — 3600 км». Таким образом, если топлива действительно не хватило, украинским правоохранителям нужно будет связываться со своими испанскими коллегами и выяснять, кто и как заправлял самолет в Виго.
В нехватку топлива не верит и депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич.
«Личное мнение: не верю в версию о топливе, так как не раз слушал, что по требованиям безопасности, когда у самолета заканчивается топливо, его должны максимум отвести от места, а тут видно, что шел на посадку. Причина, по моему мнению, другая. Ждем официального комментария. Кстати, добавлю, весь путь падения самолета залит керосином, что было бы удивительным, если бы он заканчивался», — написал Зинкевич в Facebook и выложил фотографию с места трагедии.
Впрочем, есть и еще одна версия о причине произошедшего.
Ошибка пилота или проблемы с самолетом
У трагедии может быть и еще одна причина. Уже на фотографии, размещенной министром Криклием, видно: на месте аварии очень плохая видимость. Однако туман не рассматривается в качестве причины трагедии
«Сейчас рассматривается две версии. Первая — то, что закончилось топливо. Вторая — это ошибка пилота, потому что самолет выходил не на визуальный заход, а на инструментальный, поэтому то, что была плохая погода — а там на самом деле очень сильный туман под Львовом — не влияет», — рассказал замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк.
Также Лавренюк рассказал, что груз самолета весил десять тонн, что в два раза меньше максимальной коммерческой нагрузки Ан-12.
Если версия об ошибке пилота подтвердится, это может в очередной раз свидетельствовать о плачевном состоянии украинской гражданской авиации. Нужно также обратить внимание и на то, что по данным некоторых источников для компании основными базами являются аэропорт «Борисполь» и «Киев». То есть условия посадки могли быть незнакомыми для пилота.
Еще одна версия, о которой не говорят, но которая напрашивается сама собой — неполадки. Потерпевший крушение самолет эксплуатировался с 1968 года. При этом до 1985 года его использовали военные, а после — с 1995 по 2007-й — ГАП «Львовские авиалинии», с 2007 по 2012-й — ООО «Авиакомпания «Меридиан» и с февраля 2012 года — ЧАО «Авиакомпания «Украина-Аэроальянс».
Иными словами, самолет был не самым новым.