В субботу, 14 сентября, президент Украины Владимир Зеленский посетил Днепр. Во вторую субботу сентября там отмечался День города. Визит президента был очень насыщенным.
«На троллейбусе катались, под мост лазили, тяжести подымали, в парке гуляли, вечером плясали. Отгуляли хорошо. Надеюсь, что все земляки остались довольны… И, да, это первый День города, на который лично приехал президент и провёл его не на скучной сцене, а среди простых людей. Ждём снова в гости», — рассказал после мэр Днепра Борис Филатов.
Он также обратился к журналистам с небольшой просьбой.
«Уважаемые коллеги-журналисты, очень тяжело пить пиво, когда тебе в стакан суют объектив. Дайте иногда отдохнуть и большим начальникам тоже…» — отметил городской глава.
Но визит Зеленского запомнился не столько распиванием пива с Филатовым, сколько напряженной сценой на мосту, который за неделю до этого открыл после затяжного ремонта мэр.
Готовность под вопросом?
Открывая мост 7 сентября, Филатов заявил: на деле пари между ним и Зеленским (если мэр не открывает мост ко дню города — он лишается поста) выиграл город.
«Кто выиграл этот спор? Его выиграл только Днепр. Город, который я так люблю. Его выиграли вы все, днепряне, мои земляки. Держался ли я за своё кресло? Никогда. Я готов хоть завтра с ним расстаться, например, за аэропорт», — отметил Филатов.
Уже позже в интервью журналисту Василию Голованову на NewsOne Филатов отметил: Зеленский легко мог превратить мост в подобие Грибовичской свалки под Львовом, благодаря которой рухнул рейтинг мэра «столицы Галичины» Андрея Садового.
«Он мог по щелчку пальца, как предшественник, из нашего моста сделать Грибовичскую свалку. Мне могли сделать так, чтобы я это пари не выиграл <…> Президент придал истории турбоускорение, и этот спор выиграли все <…> Нам дали нормально работать <…> Пари состоялось. И я вам скажу, что мы решили эту проблему, и я надеюсь, что все будут довольны», — отметил Филатов.
Однако на мосту, где, как казалось бы, Зеленский с улыбкой должен был признать свое поражение, развернулась поистине шекспировская сцена. Президент предложил заслушать эксперта. Им оказался ректор Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры Николай Савицкий.
«Мост сдали, но есть серьезные вопросы. Несущие конструкции — их состояние неизвестно. Опасность в том, что железобетонные конструкции прогонных строений мостов укреплены предварительно напряженной арматурой, которая склонна к коррозийному растрескиванию. Это как гитарная струна — в любой момент может треснуть. В каком состоянии слой, который защищает эту арматуру, к сожалению, неизвестно. По нашим данным, предварительный ремонтный слой был полностью демонтирован. Это плохо», — отметил он.
В ответ Филатов представил своих экспертов, в том числе и проектировщика. В итоге дискуссия перешла от качества ремонта к тому, сдан или не сдан мост. Подытожил ее президент своеобразно.
«Мы живём в Украине. Ну, такая ситуация в стране. Дайте мне, пожалуйста, некоторое время на справедливое решение», — отметил Зеленский.
Вопрос здесь не только в весьма сложных отношениях между Филатовым и олигархом Игорем Коломойским, которого подозревают в том, что он оказывает влияние на президента. Речь и об обороноспособности страны.
Осторожно, мостопад
Стоит отдать должное самому Филатову — еще до того как завершить ремонт моста, он признавал: ему поставили практически невыполнимую задачу.
«Я же говорил, говорил же, правда? О том, что в нашей стране изношена вся критическая инфраструктура. О том, что только в Днепре как минимум мост на Монастырский остров нужно закрывать, на Южном нет толком гидроизоляции, а парочка путепроводов могут на**й (к черту. — Ред.) завалиться. Говорил же, правда? О том, что государство не хотело и не хочет заниматься проблемами территориальных громад десятилетиями. Что без несчастной децентрализации, которой сейчас хотят «пришить бороду», все уже давно бы рухнуло. В ответ вы ржали, пилили видосики и кричали, что хватит «п****ть (красть. — Ред.) наши бабки». Жрите теперь. Не обляпайтесь. И это только начало…» — написал он 25 сентября, разместив новость об обрушении моста в Харькове.
После Филатов вспоминал обрушения мостов и в таких странах, как Турция и Пакистан, напоминая, что ВВП того же Пакистана в три раза больше украинского.
Однако Пакистан далеко, а вот то, что происходило в Харькове, действительно взбудоражило Украину.
Рано утром 25 августа, на следующий день после Дня независимости Украины, там обвалилась часть моста у окружной дороги.
При этом сам мост находился рядом с важной транспортной развязкой. Местная власть опубликовала карту альтернативных маршрутов, однако те не подошли местным жителям.
Як об'їхати? pic.twitter.com/NRCNKN3aNM
— @XAPKIB (@XAPKIB) 25 августа 2019 г.
На следующий день, 26 августа, СМИ сообщили, что водители с риском для своей жизни едут по полуразрушенному мосту. Некоторые из них снимали видео, где в довольно нелестных выражениях комментировали происходящее.
(Осторожно, 18+)
А до этого на всю Украину прогремел мост в Киеве. И речь не о многострадальном «мосте Кличко», а о пешеходном мосте на Труханов остров, который не испытывает таких нагрузок, как мост автомобильный. Около 11:00 2 августа часть бетонных плит и перекрытий моста упала вниз. Некоторые из упавших деталей очутились в Днепре, другие — у опоры моста.
Несмотря на это, мост не перекрыли, и им до сих пор пользуются киевляне и гости столицы.
Однако ни харьковский, ни киевский мосты не идут ни в какое сравнение с мостом в городе Днепр. Центральный (он же Новый и Белый) мост считается самым длинным на Украине — 1478 метров. А открыт он был 5 ноября 1966 года. Это важная транспортная артерия не только Днепра, но и всей Украины. Не случайно перед ученым, рассказывавшим Зеленскому о неудовлетворительности ремонта моста выступил глава Управления Службы безопасности Украины в Днепре Андрей Олейник.
«Мы занимаемся критической инфраструктурой, к которой принадлежит указанный стратегический мост, соединяющий правый берег с левым. По нашим данным, есть спрятанные дефекты — трещины бетона», — заявил он Зеленскому.
Олейник начал было зачитывать перечень претензий спецслужбы к мосту, когда его грубо оборвал Филатов.
«Вы это по дороге из Полтавы все увидели?» — спросил он.
Ситуацию спас сам Зеленский, призвавший прогуляться по мосту и там уже заслушивавший экспертов.
Пока президент Украины не признал свое поражение в споре, заявив, что мост будут тщательно проверять. И скорее всего проверка шокирует Зеленского. Ведь и сам Филатов заявлял: в далёкие 60-е годы ХХ века на строительство этого моста работал весь СССР. Спустя 60 лет независимая Украина не обладает и половиной союзного потенциала. А годы небрежения привели к тому, что инфраструктура Украины находится сейчас в критическом состоянии.