В ходе обсуждения перспектив разрешения внутриукраинского конфликта акцентирована безальтернативность минского «Комплекса мер» как основы урегулирования, сообщает официальный сайт президента РФ.
Сообщается, что в ходе беседы подтвержден взаимный настрой на продолжение конструктивной совместной работы в рамках «нормандского формата». Президент России Владимир Путин отметил целесообразность тщательной подготовки повестки дня очередного саммита «нормандской четверки» и проработки решений, которые могут быть одобрены лидерами по итогам такой встречи.
«В данном контексте обращено внимание на необходимость выполнения Киевом договоренностей, достигнутых в ходе предыдущих встреч на высшем уровне в Париже и Берлине в 2015 и 2016 годах, включая разведение сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения и закрепление в письменном виде «формулы Штайнмайера», говорится в сообщении.
Стоит напомнить об алгоритме действий по имплементации политической части «Минска-2», который в конце 2015 года году предложил бывший тогда министром иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. Итак, Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях, после чего на территории республик Донбасса проходят выборы. После проведения выборов и признания наблюдателями ОБСЕ их демократичности временно вступает в силу закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Постоянно действующим этот закон, согласно «формуле Штайнмайера», становится после внесения изменений в Конституцию Украины об особом статусе Донбасса и передачи Киеву контроля над границей с Россией.
До сих пор этот алгоритм существует как идея, но не как документ, закреплённый подписями официальных лиц. Такая последовательность действий не устраивала Киев и не устраивала украинскую «партию войны», безраздельно властвовавшую на Украине во времена президента Петра Порошенко. Собственно, Порошенко на это и ссылался, объясняя невыполнение Минских соглашений: нет достаточного количества голосов в Верховной Раде, да и уличные радикалы не поймут. Хотя на самом деле никто в Киеве выполнять «Минск-2» всерьёз и не собирался.
Впрочем, внутри Украины всегда были силы, понимавшие, что другого пути к миру нет, и видевшие реальные причины войны. Так, в 2016 году бывший глава МИД Украины Леонид Кожара отмечал, что Киев не ищет взаимопонимания с Донбассом, напротив, «в обществе искусственно подогреваются агрессивные, милитаристские настроения». Тогда же он пояснил, что минские документы с полным основанием следует считать международными договорами Украины: «Таковыми они являются с точки зрения международного права, и именно так они воспринимаются и в Европе, и в США, и России». В общем, по словам дипломата, другого формата переговоров не будет.
«Президент России Путин выразил желание закрепить «формулу Штайнмайера» в качестве основного пошагового плана для обсуждения на встрече лидеров. Это не значит, что «формула» станет единственным вариантом решения конфликта, Зеленскому нужно будет выработать компромиссное встречное предложение, которое устроит все стороны. Но, к сожалению, на данный момент команда ЗЕ так и не представила своей стратегии решения конфликта на Востоке», — пишет украинское издание «Вести».
Возможно, такая стратегия сейчас вырабатывается. Отметим, что, в отличие от Порошенко, у Зеленского нет оснований для отговорок и ссылок на «недостаток сил»: вся полнота власти у него. И эту власть он обрёл только благодаря тому, что народ Украины устал от войны, от постоянного разжигания розни и проголосовал за Зеленского (и затем за его политическую силу) в надежде обрести долгожданный мир. Зеленский должен об этом помнить.