«Господин Медведчук (…) особенно переживает за нескольких фигурантов, которые находятся в местах лишения свободы в РФ. Нам достаточно сложно было принимать решения в отношении конкретных людей. Но, исходя из соображения гуманности, мы подходим к финализации переговоров, которые мы ведем, в том числе и с официальными властями», — пояснил президент России.
Как можно понять из слов Путина, эти люди также будут обменены на российских граждан, удерживаемых Украиной.
Под «отдельными фигурантами» подразумеваются, очевидно, Николай Карпюк и Станислав Клых, которые осуждены в России за участие в первой чеченской войне (сами они участие в боевых действиях отрицают). 30 апреля нынешнего года их посещали в СИЗО «Лефортово» Медведчук и Вадим Рабинович.
Николай Карпюк был задержан российскими пограничниками 17 марта 2014 года при пересечении украино-российской границы в Брянской области. Карпюк, как заявил позже он сам на суде (об этом также подробно рассказал 15 сентября 2015 года телеканал «Громадське»), был послан в Москву решением руководства «Правого сектора»* на переговоры с руководством России о возможности отмены референдума в Крыму.
Давнему члену УНА-УНСО* — на момент задержания «человеку номер два» в «Правом секторе»* (Карпюк руководил его политическим крылом) — инкриминируется членство в запрещенных в России организациях, создание в 1994-1995 годах незаконных вооруженных формирований для участия в военных действиях на территории Чеченской Республики и непосредственное участие в таковых.
26 мая 2016 года Карпюк был приговорен Грозненским городским судом к 22 годам 6 месяцам колонии строгого режима по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 209 Уголовного кодекса РФ («Создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан и организации, а равно руководство такой группой (бандой)»), пунктам «в», «з», «н» статьи 102 («Умышленное убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц»), части 2 статьи 15 («Ответственность за приготовление к преступлению и за покушение на преступление»), пунктам «в», «з», «н» статьи 102 Уголовного кодекса РСФСР («Покушение на умышленное убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц»).
Аналогичные обвинения были предъявлены Станиславу Клыху, задержанному 8 августа 2014 года в Орле. Одновременно с Карпюком он был приговорен к 20 годам колонии строгого режима по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 209 Уголовного кодекса РФ («Участие в устойчивой вооруженной группе (банде) и в совершаемых ею нападениях»), пунктам «в», «з», «н» статьи 102 («Умышленное убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц»), части 2 статьи 15 («Ответственность за приготовление к преступлению и за покушение на преступление»), пунктам «в», «з», «н» статьи 102 Уголовного кодекса РСФСР («Покушение на умышленное убийство двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга, совершенное по предварительному сговору группой лиц»).
Оба фигуранта уголовных дел осуждены на основании показаний свидетеля, украинца Александра Малофеева, который был не раз судим и отбывает в России 23-летний срок за убийство женщины, совершенное в ходе разбойного нападения. У Малофеева врачами диагностированы ВИЧ-инфекция в 4-й стадии, гепатит С и туберкулез легких. При этом он признал свою вину в убийствах и пытках российских солдат во время первой чеченской компании, в которой он, по его словам, участвовал вместе с перечисленными им лицами, в том числе Клыхом и Карпюком. Однако оба осужденных российским судом фигуранта, за которых хлопочет Виктор Медведчук, полностью отрицают свое участие в чеченской войне.
В настоящий момент решается вопрос об их обмене в числе других граждан Украины, осужденных в России, на лиц, имеющих российское гражданство и удерживаемых или находящихся в местах заключения в Украине.
«По поводу обмена: я думаю, что он будет таким достаточно крупным, масштабным, и это уже было бы хорошим шагом вперед, в сторону нормализации. Я думаю, что в исторической перспективе это неизбежно произойдет. Я имею в виду полную нормализацию в отношениях, потому что мы — две части одного и того же народа, я об этом многократно говорил», — заявил Путин во Владивостоке 5 сентября.
* Деятельность организаций запрещена в РФ