Вечером 5 сентября в центре Киева собралась акция протеста. В руках протестующие держали плакаты с красной чертой. На некоторых из плакатов была надпись "МН17".
«Эта акция не является политической, ее не организовывала ни одна политическая сила. Это акция народа Украины… Мы сегодня здесь собрались потому, что то, что сейчас происходит в государстве, многим из нас не понятно. И мы говорим новой власти о красных линиях, которые нельзя пересекать. Сегодня была пересечена жирная красная линия — сегодня был освобожден Цемах. Это преступник, сепаратист, враг, человек, подозреваемый в том, что он участвовал в уничтожении рейса MH17 и в убийстве почти трехсот человек», — заявил организатор акции Глеб Бабич.
Владимир Цемах — бывший командующий ПВО Славянской бригады ДНР, похищенный украинскими силовиками из своей квартиры в Снежном 27 июня. 5 сентября Киевский апелляционный суд отменил арест Цемаха, которого украинские СМИ называли одним из ключевых свидетелей по делу о крушении малайзийского Боинга в 2014 году в Донбассе.
Акция на Майдане собрала около двух сотен человек. К тому времени в другой части Киева — у здания отпустившего Цемаха суда — было шумно. Там свою акцию проводил «Национальный корпус». Несколько десятков националистов пришли с файерами и баннерами «Апелляционный суд — пособник террористов». На табличке Киевского апелляционного суда они написали краской из баллончика «Филиал ФСБ».
Бушевала буря и в украинских соцсетях. Власть в очередной раз обвинили в игре на руку России и сдаче национальных интересов.
При этом, что же произошло с Цемахом после освобождения, никто не знает.
Очень ценный свидетель или ключ к обмену пленными
Сам Цемах после освобождения не вышел на связь с родными.
«Я не знаю, где сейчас находится мой отец. Адвокат тоже не знает. Сказал, суд вынес решение и он не является его защитником, все. Я так понимаю, он остался под охраной, возможно, не в СИЗО, в другом месте. Адвокат сказал, что оставил мой номер телефона людям, которые оставались с отцом, и сказал, что со мной свяжутся. Никто пока не связался», — рассказала в комментарии РИА Новости дочь Цемаха.
Впрочем, если бы Цемаха действительно освободили в зале суда, долго на свободе невредимым он бы не пробыл. На него тотчас бы объявили охоту украинские националисты.
Для них он — весьма ценный человек, ведь его можно попытаться принудить взять на себя вину за катастрофу рейса МН17 в Донбассе.
В этом украинцам подыгрывают европейцы и даже некоторые россияне.
«Конечно, украинская власть освободила Цемаха (свидетель по MH-17). Как там — «мертвых уже не вернешь, думать надо о живых…» Да и среди погибших на том рейсе ведь не было украинских граждан. Ну и ладненько, забыли», — заявил после освобождения Цемаха главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.
При этом Цемаха некоторые украинские политики называли настолько ценным для России, что якобы именно из-за него откладывался обмен пленными.
«По моей информации, причиной затягивания обмена политзаключённых и пленных украинцев является требование Москвы выдать Владимира Цемаха — одного из ключевых свидетелей в международном процессе по делу о сбитом малайзийском «Боинге» (MH17)», — указывал в частности Мустафа Найем в конце августа.
За всем этим позабылся логичный вопрос: насколько обоснованы подозрения в адрес Цемаха.
Слово из трех букв
К моменту, когда Цемах возглавил ПВО Славянской бригады, она не располагала средствами для того, чтобы достать самолет на той высоте, на которой следовал малайзийский «Боинг».
Но тут на помощь коллективному Западу и Украине пришла, как это обычно бывает, группа блогеров-расследователей Bellingcat. Эта группа была основана в июле 2014 года британским журналистом и блогером Элиотом Хиггинсом и неоднократно уличалась в изготовлении антироссийских фальшивок, среди которых «расследования» отравления Скрипалей и катастрофы «Боинга» в небе над Донбассом.
К делу с Цемахом именитые расследователи решили подойти с неожиданной стороны. Они взяли старое интервью ополченца и прислушались к его словам.
«Он «Сушку» [т.е. Су-25] сломал. Ну это потом, да… — он «Сушку» поломал, да. А «Сушка» вторая сбила «Боинг». Это я в курсе. Я этого пацана вытаскивал, я этого *** прятал. Я вам покажу даже, где он стартовал и где я его забирал», — рассказывал Цемах журналистам.
Под звездочками было запикано слово. Британские расследователи проследили за губами Цемаха.
«При монтаже фильма момент, когда Цемах называет то, что он прятал, был заглушен звуковым сигналом, однако, судя по движению его рта, очевидно, что в этом слове есть звук «у», — гласил их вердикт.
Из этого они сделали единственно верный вывод — Цемах говорил о ЗРК «Бук», которым, как считается, и был сбит «Боинг».
Это изрядно повеселило российских пользователей соцсетей и экспертов, знающих, что в богатом русском языке есть слово из трех букв с «у» посередине. Оно используется в разных жизненных ситуациях, имеет много значений, среди которых и "нерадивый человек, которого нужно вытаскивать из передряг".
«Беллингкет опубликовал своё «расследование» роли Цемаха (похищен украинскими спецслужбами из ДНР) в истории. Упор сделан на разбор короткого слова из трёх букв с «у» посередине: мол, Бук это или более распространённое слово. Эти знатоки русского языка, похоже, даже не подозревают, что последнее слово используется порой просто как связующее междометие», — подтрунивал над горе-следователями политолог Владимир Корнилов.
Несмотря на комичность ситуации, для Цемаха все было не весело. Его похитили из дома с применением силы, а после решили сделать главным виновным в крушении малайзийского «Боинга».
Позже в комментарии изданию Украина.ру Корнилов отметил, что, желая доказать вину ДНР и России в крушении «Боинга», Украина сделала хуже сама себе.
«Если подтверждается украинская диверсионная спецоперация, это фактически перечеркивает Минский процесс, во всяком случае в той его части, которая предусматривает обмен пленными по формуле «всех на всех». О каком обмене может идти речь, если завтра любого из этих обменянных людей украинские ДРГ могут снова похитить?» — отметил он.
При этом в версию о том, что «Боинг» сбили ополченцы, не верит и Малайзия, чей самолет потерпел крушение в Донбассе. Малайзийцы указывают на предвзятость западного следствия.
«Нам нужен действительно нейтральный орган, который мог бы провести расследование. Должны быть эксперты из разных стран, которые имеют опыт в расследовании похожих крушений. И они должны выяснить, что произошло. Но когда расследование ведут стороны, которые пострадали от этой трагедии, естественно, они будут немного предвзятыми. Оно во многом основано на позиции людей, которые пострадали от катастрофы, поэтому их взгляды не могут быть справедливыми и нейтральными», — отметил в комментарии РИА Новости премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад.
В свою очередь президенту Владимиру Зеленскому нужно во что бы то ни стало провести обмен пленными, добившись того, чего не смог добиться его предшественник Петр Порошенко за все пять лет нахождения на своем посту: к примеру, освобождения украинца Олега Сенцова. Зеленскому, который наверняка располагает секретными данными по малайзийскому «Боингу», ясно, что Цемах здесь ни при чем, а жертвовать обменом ради прихоти Запада он не хочет.
Единственный на Украине, кому выгодно и сорвать обмен, и выдать Цемаха Западу, — Петр Порошенко. В таком случае он насолит преемнику и закроет вопрос с «Боингом», который был сбит во время его президентства, за что Порошенко несет вину в любом случае: именно государство под его управлением направило гражданский самолет в зону ведения боевых действий.
У не связанных с Порошенко националистов тоже свой интерес. В последнее время на Западе на них все чаще обращают внимание. В прессе распространяются публикации о зверствах, творимых ультраправыми на войне и в тылу. Если в придачу еще выяснится, что это именно украинская армия сбила гражданский самолет, все «борцы за свободу Европы от путинской тирании» в одночасье превратятся в глазах западного обывателя в вооруженный и опасный сброд.
Сейчас Порошенко и радикалы вовсю качают ситуацию, грозя Зеленскому новым Майданом. Они очень боятся, что украинскому президенту удастся провести обмен и показать, кто в стране хозяин.