Около сотни человек, принимающих участие в демонстрациях против пекинских властей, смотрели его прямо на одном из причалов, куда кто-то принес видеопроектор. Фильм, как сообщает ВВС, гонконгским революционерам понравился — после просмотра аплодировали.
В интервью этой телерадиокорпорации многие из просмотревших фильм говорили об общности того, что происходило в Киеве в 2014 году, и того, что сейчас происходит в Гонконге.
Издание Украина.ру поговорило на тему этой общности с политологом Александром Храмчихиным, который профессионально изучает проблемы Китая.
- Александр, что общего есть между нынешними протестами в Гонконге, которые возникли из-за законопроекта, позволяющего подозреваемых в преступлении экстрадировать из Гонконга на материковый Китай, и украинским Евромайданом 2013-14 годов? Можно ли говорить, что они организовывались из одного центра?
— Это очень сложный вопрос об организации из одного центра, потому что никакую революцию невозможно организовать, если для нее нет внутренних предпосылок в данной стране. А то, что некая внешняя сила пользуется внутренними проблемами, так это было всю жизнь так.
Так называемая Великая Октябрьская социалистическая революция, мягко говоря, также не обошлась без поддержки извне. Между всеми революциями в истории можно найти в этом смысле общее.
- Да, понятно, что у того, что происходит в Гонконге, есть внутрикитайские причины, но ведь за этими протестами стоят внешние силы.
— Да, это все понятно. Просто я не приемлю таких терминов, как «цветная революция» и «гибридная война». Это все пустые, бессмысленные, антинаучные термины. Революция — она и есть революция. В чем разница между «цветной» революцией и просто революцией? Я не знаю. Это просто глупость.
Если есть внутренние предпосылки, внешняя сила ими с удовольствием пользуется. Более того, она может что-то целенаправленно организовать, чтобы направить политику данной страны с помощью революции внутри нее в нужное русло. Так всегда было в истории человечества, просто сейчас меняются технологии. Например, появился интернет. Он предоставляет совершенно другие возможности и внешней, и внутренней силе для организации вот таких вот выступлений.
- Какие внешние силы используют в свою пользу выступления в Гонконге?
— Гонконг является инородным телом в составе Китая, потому что он успел полностью вестернизироваться за то время, что он был британской колонией. Потом его впихнули в коммунистический Китай по принципу «одна страна — две системы». При этом туда стали приезжать китайцы с материка. Всё это создало массу внутренних противоречий. Этим могут пользоваться и те, кто выступает против Китая, и это, прежде всего, американцы.
Но у последних есть технологии возможностей, чтобы всем этим всерьез воспользоваться.
Всю историю человечества все серьезные страны пытались подорвать своих противников изнутри. Понятно, что сейчас Китай — это главный претендент на роль даже не второй сверхдержавы, а, может, единственной.
Естественно, что американцам не хочется уступать свои позиции. Это очевидно.
- Хорошо, в таком случае насколько события в Гонконге способны подорвать внутреннюю стабильность в Китае? Просто если бы выступления были в Пекине, то тут понятно, что этого стоило бы опасаться из-за боязни потери власти правящими кругами. А разве эти события в далеком от столице Гонконге способны привести к потере власти КПК?
— Да, действительно, говорить, что эти события способны подорвать Китай изнутри, несерьезно. И точно так же никакие Тибет и Синьцзян не могут ничего подорвать. Но экономические проблемы Китаю все это создаст безусловно. Просто Гонконг — это финансовый центр мирового значения.
Плюс очень большое значение это имеет для Тайваня, потому что в значительной степени Китай держит эту систему «одна страна — две системы» в Гонконге как пример для Тайваня, чтобы он пошел на добровольное присоединение по той же схеме.
Если Тайвань видит вот такую ситуацию в Гонконге, то он ни по какому принципу не будет присоединяться. Если Тайвань согласится присоединиться, то этой системы «одна страна — две системы» не станет ни для него, ни для Гонконга очень быстро.
Эта система просто приманка. Так что Тайвань сейчас очень внимательно наблюдает за событиями в Гонконге, учитывая, что там сейчас президент антикитайский.
- В таком случае для гонконгских революционеров Украина является примером в плане майдана?
— Чисто методологически, внешне — да. Но даже у нас, в России, с трудом представляют себе, что в реальности происходит и происходило на Украине. В Гонконге вообще не имеют малейшего понятия, что там было, есть и будет, а вот, повторяю, внешне и методологически да, конечно, это пример.