Утро пятницы, 30 августа, оказалось для руководства Национальной общественной телерадиокомпании Украины не самым приятным. В компанию и квартиры ее руководителей нагрянули сотрудники ГБР и СБУ.
Как заявил ответственный за безопасность на телеканале «Суспільне» Владимир Проценко в комментарии каналу Hromadske.ua, сначала те, кто проводил обыски, не представились и не предъявили постановление суда с разрешением на проведение следственных действий.
«Знаю только, что один из них является сотрудником Службы безопасности Украины по имени Константин», — отметил Проценко.
По его словам, в одном из офисов бухгалтерии неизвестные пытаются вытеснить сотрудников. Объяснений сотрудникам НОТУ никто не дает.
Позже пресс-служба ГБР распространила заявление, в котором пояснила причину происходящего.
«В связи с многочисленными запросами СМИ сообщаем, что Государственное бюро расследований при оперативном сопровождении Службы безопасности Украины проводит санкционированные обыски в помещении ПАО «Национальная общественная телерадиокомпания Украины». Следственные действия проводятся в рамках досудебного расследования уголовного производства в отношении возможных противоправных действий служебных лиц ПАО «НОТУ», а именно злоупотребление служебным положением с целью получения неправомерной выгоды для себя или других физических или юридических лиц», — гласило сообщение ГБР.
В то же время стало известно и об обысках у председателя правления НОТУ Зураба Аласании. Как он рассказал журналистам издания TheБабель, у него правоохранители искали документы и флеш-карты.
Позже Аласания выложил фото обыска.
Помимо Аласании обыски проводятся у некоторых других сотрудников НОТУ.
Сказать, что эта новость удивила журналистское сообщество — не сказать ничего. Тот же Аласания всегда жаловался на недофинансирование. И тут вдруг дело о неправомерной выгоде.
Бедные как церковные мыши, но затратные, как двигатель ракеты-носителя
В конце мая, уже после победы на президентских выборах и инаугурации Владимира Зеленского, глава правления Аласания признавался в комментарии Hromadske.ua: "Общественное телевидение" (канал «Суспільне») живет впроголодь.
Он заявил, что украинское правительство в 2019 году выделило его компании лишь 59% финансирования.
«Должны были пересмотреть в первом полугодии [этот вопрос], но ничего не пересмотрели. Но мы привыкли к этому. Каждый раз они говорят: пересмотрим — но потом не пересматривают. Поэтому мы на полгода живем весь год», — рассказал Аласания.
Однако новые власти, напротив, считали его канал и в целом компанию одной из самых затратных государственных структур.
«Мы несколько раз встречались с руководством «Общественного», с донорами, которые ему помогали. Мы будем гарантировать общественному вещанию финансирование, которое будет обеспечивать Кабмин. Но у них будет четкий KPI (ключевые показатели эффективности) — мы это понимаем по фидбэкам доноров. Сейчас на «Общественном вещании» работает 4,5 тыс. человек. Да, раньше их было, если не ошибаюсь, 7,5-7,8 тысяч, но это все равно чересчур. Много зданий и другого, в чем нет необходимости. Они не могли добиться, чтобы правительство разрешило им это продавать. Для этого есть площадка "ProZorro.Продажи"», — рассказывал в конце июля в комментарии «Интерфакс-Украина» заместитель главы Офиса президента Украины Кирилл Тимошенко.
В общем, у новой власти были претензии к НОТУ по поводу эффективности. Но никто не ожидал, что дело зайдет настолько далеко и выльется в обыски в компании и у ее руководства, жаловавшегося на хроническую бедность и недофинансирование со стороны государства.
В поисках того, чего нет
Если верить словам адвоката Аласании — Андрея Гука, может сложиться впечатление, что сотрудники ГБР и СБУ фактически делают то, что описал классик современной украинской литературы Лесь Подеревянский: «Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує» («Они ищут то, чего нет, чтобы доказать, что его не существует»).
«Создается впечатление, что следствие само не знает, что конкретно ищет, и просто пытается что-то найти, проверяет все подряд», — заявил Гук в комментарии «Громадське радіо».
Он также рассказал, что же следователям удалось обнаружить в квартире Аласании.
«Скажем так: самое ценное, что нашли, эти неопубликованные стихи Зураба, прочитали их. Зураб Аласания выдал копии документов, которые были у него дома. Они касаются его деятельности в НОТУ», — рассказал Гук.
Адвокат отметил, что разрешение на обыск было дано на основании уголовного производства, которое было зарегистрировано в апреле 2019 года.
Больше ничего адвокат не сказал.
В свою очередь бывший исполнительный директор НОТУ Александр Лиев отметил в комментарии «Детектор Медіа», что в отношении компании было старое уголовное дело, открытое по заявлению одного из народных депутатов из группы «Возрождения».
«Оно не закрыто, но это полный бред, оно высосано из пальца. Он жаловался, например, что мы закупили технику по завышенным ценам. Но все происходило по тендерам через ProZorro», — отметил он.
Речь об Андрее Деркаче, который сделал такое заявление в октябре 2018 года. Однако если верить адвокату Гуку, уголовное производство в отношении НОТУ зарегистрировали в апреле 2019 года.
В общем, и в самом НОТУ не понимают, в чем вся проблема. Поэтому в компании решили отдать все документы следователям.
«Сотрудники «UA: Суспільне мовлення» согласились добровольно предоставить правоохранительным органам все документы. Телерадиокомпании абсолютно ничего скрывать. Таким образом, обыск в офисе приостановлен. Сотрудники продолжают предоставлять документы», — заявила PR-директор компании Виктория Сидоренко.
Остается надеяться, что в ближайшем будущем станут ясны обстоятельства дела против НОТУ. Но в любом случае, судя по заявлениям новых властей, тот формат общественного телерадиовещания, который появился при Петре Порошенко, обречен. Теперь к власти пришли весьма сведущие в медиа люди, которые хорошо умеют считать деньги.