Происходит отвод войск от линии соприкосновения, формируется первая демилитаризованная зона, в обозримой перспективе появятся еще две, сегодня-завтра должен произойти обмен пленными. Дело явно идет к миру. Однако одновременно обстрелы Донбасса продолжаются, глава президентского офиса Разумков говорит, что закончить войну быстро не удастся, Владимир Зеленский славит воинов АТО, которые героически обороняют родину от «российского оккупанта и агрессора», а олигарх Коломойский говорит, что следует дождаться смуты в России при переходе власти и, воспользовавшись ею, забрать Крым.
В этой чересполосице стилистически и содержательно мало связанных друг с другом новостей и дел. Тем не менее, есть одна превалирующая линия. Слова и риторика адресуются националистам, которых следует убедить в том, что прежний политический курс не будет серьезно корректироваться, решения же и поступки указывают на то, что «оттепель» на Украине все же наступила.
В список наиболее серьезных и резонансных событий последнего времени, несомненно, стоит записать освобождение главы портала РИА Новости Украина Кирилла Вышинского. Почему оно случилось? Евросоюз давил на киевские власти, добиваясь отмены позорного вердикта, однако представить себе, что такое давление дало результат при предыдущем руководстве, довольно сложно. Порошенко легко игнорировал и даже торпедировал недовольство европейских партнеров, когда речь заходила о вещах, представлявшихся ему принципиально важными в борьбе с Россией и ее «агентами».
О кардинальных переменах в политической атмосфере страны говорят очень существенные, хотя и не всегда заметные детали. К примеру, глава комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий, приветствуя освобождение Вышинского, заявил, что оно стало возможным в том числе и благодаря контактам между российскими депутатами и новоизбранными украинскими.
Парламентарий уже ранее упоминал о ширящемся взаимодействии с украинскими коллегами. При Петре Алексеевиче такие связи могли стоить украинскому депутату мандата и свободы. Собственно, Слуцкий, ни в малейшей степени не полагаясь на независимость украинского суда, охарактеризовал произошедшее как «конструктивный подход», имея в виду новое руководство страны, и выразил надежду, что он будет «спроецирован и на другие сферы» двусторонних отношений.
По мнению главы комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, освобождение Вышинского открывает пути для восстановления отношений между Украиной и Россией. Думаю, что это прекрасно понимали и в Киеве. Поэтому, собственно, украинским руководством был сделан такой крайне значимый для Кремля жест доброй воли.
Это приглашение к диалогу и конструктивным переговорам по всем драматическим темам, начиная с войны в Донбассе и заканчивая восстановлением оборванных экономических связей, которые были гораздо более важны для Украины, нежели для России.
Сфабрикованное обвинение, если на него посмотреть профессиональным судейским взглядом, разлетится в мелкие брызги. Если это произойдет, значит, «команда Зе» решила пуститься во все тяжкие, вступив в первый серьезный конфликт с праворадикалами, которые уже выражают крайнюю степень недовольства происходящим.
Но если Вышинский будет признан виновным — нет, не в измене, ему подберут статью полегче, — значит, у новой украинской власти есть красная черта, переступить за которую сейчас она или не может, или боится.