Советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон должен посетить бывшую советскую республику Белоруссию уже на этой неделе, что, по словам нынешних и бывших правительственных чиновников США, вероятно, спровоцирует гнев Кремля, пишет издание Foreign Policy.
Запланированный визит Болтона является еще одним признаком размораживания отношений со страной, которую часто называют «последней диктатурой Европы», и проходит, когда сам Трамп ищет улучшения отношений с президентом России Владимиром Путиным.
Поездка Болтона ознаменует собой первый визит властей США на высоком уровне в Белоруссию в этом столетии. Москва также стремилась углубить свои собственные связи с Минском на фоне спекуляций о том, что политический союз с Белоруссией может предоставить Путину возможность уклониться от своего конституционно установленного срока в 2024 году.
«Болтон хорошо понимает, что Путин проводит агрессивную политику и что эта политика также может включать в себя какие-то планы в отношении Белоруссии», — заявил по этому поводу Джон Хербст, бывший посол США в Украине, чьи слова приводит Foreign Policy.
Этот шаг является еще одним проявлением продолжающегося разрыва между очевидной благосклонностью Трампа к России, в последнее время выступающего за возвращение страны в G7, и жесткой линией членов его администрации, когда речь заходит о Москве, указывает издание.
Контакты с Белоруссией были заморожены Западом из-за проблем в этой стране с правами человека. Минск уже давно зависит от Москвы в сфере энергетики и нуждается в субсидиях, чтобы поддерживать на плаву свою больную экономику, утверждает Foreign Policy.
Для своей части сделки, иногда называемой «нефть в обмен на поцелуи», Белоруссия, как утверждает американское издание, служила лояльным буфером между Россией и Европейским Союзом.
В то время как отношения колебались на протяжении многих лет, президент Александр Лукашенко показывал готовность флиртовать с Западом, чтобы добиться своего от России.
Но конфликт в Восточной Украине, начавшийся в 2014 году, инициатором которого Запад считает Россию, побудил, как предполагает Foreign Policy, белорусского президента искать более тесные связи как с Китаем, так и с Западом, поскольку он переосмысливает свою зависимость от Москвы.
Свою идею издание подтверждает следующими фактами.
Белоруссия впервые начала покупать сырую нефть в США в качестве недвусмысленного послания Москве, поскольку она стремится диверсифицировать поставки энергии из России, отметило «Радио Свободная Европа»/«Радио Свобода».
В 2015 году Лукашенко освободил последних политзаключенных, что побудило США и Европу отменить многие санкции в отношении страны.
Хотя в Белоруссии, которая управляется Лукашенко с 1994 года, не было никакой значимой политической реформы (так утверждает Foreign Policy), она открыла возможности для постепенного восстановления отношений во время администрации бывшего президента США Барака Обамы. Они начались с взаимной аккредитации военных атташе и с тех пор набрали темп во время администрации Трампа.
В 2017 году Белоруссия смягчила визовые требования для посетителей из десятков государств, включая страны-члены ЕС и Северной Америки, отмечает издание.
«Рассматривать Беларусь как черную дыру и игнорировать её было неверно. Это не привело к прогрессу в области защиты прав человека», — заявил Майкл Карпентер, бывший заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии.
В целом, как утверждает Украина.ру в публикации 27 августа "Зачем советник Трампа по нацбезопасности Болтон приехал в Киев, а потом посетит Кишинев и Минск", комплексная поездка Болтона по ряду стран Восточной Европы необходима администрации президента США для ревизии отношений глав правительств этих государств с Россией и президентом Путиным.
"Одной из негласных задач Болтона в этом его вояже по трем государствам Восточной Европы будет прощупывание ситуации, насколько далеко зашла ситуация с укреплением пророссийских сил в этих странах, что для США является явно неприятным фактом ослабления своего политического влияния в этом регионе", — утверждает наше издание.