- Андрей Владимирович, Зеленский обещал избирателям обсуждать с ними ключевые вопросы жизни страны. Предполагалось, что появится «механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии». Это очень важное обещание, но про него ничего не слышно. Как вы считаете, почему?
— В нынешних условиях реализовать эти идеи, в том числе местные референдумы, а также проистекающую отсюда идею гуманитарной децентрализации, — значит подпилить кресло, на котором сидит президент. Увы, о народовластии почти ничего не слышно. С гораздо большим интересом Зеленский говорит о других вопросах: наведении порядка, наказании нерадивых чиновников.
Президент вживается в образ (лидера Белоруссии Александра. — Ред.) Лукашенко, а о народовластии практически ничего не говорится. Хотя это было бы сильнейшим ходом, который поломал бы существующую систему. Да, были бы очень высокие риски феодализации. Если говорить о неподконтрольных Украине регионах, то это не только ЛДНР, но и Ровенское и Волынское полесье, это Закарпатье, где власть Киева номинальная. Как Закарпатье жило контрабандой, так и живет.
Слова о референдуме прозвучали, [и то, что нет реализации этой идеи] нехороший симптом, потому что есть предвыборные обещания, которые не спешат выполнять. Может быть, Зеленский нас удивит, но учитывая, что тему старательно обходят, шансы не высоки.
— В том числе. Куда заметнее Зеленский старается не дразнить меньшинство, поддержавшее его главного оппонента (экс-президента Петра Порошенко, который ориентировался на националистически настроенный украиноязычный электорат. — Ред.). Хотя можно было показать европейский опыт и напомнить, что украинский закон не соответствует Конституции.
Можно было сослаться на то, что он не отвечает международно-правовым нормам, подписанным Украиной, в том числе Европейской хартии региональных языков. После — инициировать закон, куда более соответствующий европейским стандартам.
Но, судя по всему, команду Зеленского устраивает этот карательный дискриминационный закон.
- Президент обещал решить вопрос конфликта в Донбассе, и кажется, прогресс здесь налицо. Есть ли перспективы быстрого решения этой проблемы?
— Перспективы есть. Это не столько заслуга Зеленского, сколько результат давления внешних партнеров. Было вполне четко артикулировано — «договаривайтесь». Конфликт на Донбассе стал мешать глобальным игрокам. Украину будут достаточно жестко понуждать к худому для нее, но миру.
— Зеленского подталкивают. Это как раз очень четкий маркер того, что наметился прогресс в коммуникациях; того, что ситуация кардинально изменилась.
- Зеленский также говорил о продолжении движения страны в ЕС и НАТО.
— Ну, это ритуальные действия. Понятно, что в течение ста дней он не будет это пересматривать. Понятно, что страна с неурегулированными территориальными проблемами, продолжающимся конфликтом на своей территории и таким уровнем экономики ни в ЕС, ни в НАТО в ближайшем будущем не попадет.
Знаете, говорят: то ли шах умрет, то ли ишак сдохнет. Продержится ли Евросоюз с его проблемами еще 20 лет?
На Украине за почти 30 лет независимости менялись направления от многовекторности до европейской интеграции, прикрывая ситуацию, когда несколько десятков олигархических семей контролировали государство. Страну доят, а люди выживают.
- Переходя к экономическому блоку, вспомним о «формировании прозрачного рынка земли» и обещании «внедрить экономический паспорт украинца, куда пойдут доходы от продажи земли и ресурсов» — это что-то совсем фантастическое.
— Подходя к вопросу о рынке земли, логично было бы решить вопрос порядка в кадастре и судебной системе. Когда-то так говорилось и об индустриальном потенциале. Но в системе большого базара, которая была построена, будет утерян и аграрный потенциал.
Это даст временное облегчение, появятся деньги. Сначала будет облегчение, но потом появится много проблем. Высвободится несколько миллионов рабочих рук, которым не будет места на латифундистском селе. Украинское село исчезнет как социальное явление.
- Андрей, а что бы вы сами выделили по итогам ста дней?
— Пока Зеленскому хорошо удается то, на чем погорел Порошенко. У него тоже был колоссальный запрос на наказание коррупционеров. Но он предпочел их обелить, ну как человек деловой. Зеленский же уже начал этот процесс, осенью мы увидим продолжение, будет сезон посадок. Он очень тонко чувствует аудиторию, общественный запрос. Намного лучше экс-президента.
Но настоящего Зеленского мы увидим в следующие сто дней, когда надо будет принимать конкретные решения, порой непопулярные. Для него это будет куда более сложно. Он получит и всю полноту власти, и всю полноту ответственности.
Начнутся информационные скандалы, будет ухудшение отношений с (бизнесменом Игорем. — Ред.) Коломойским, который будет время от времени демонстрировать, что он в доме хозяин. Этот процесс запрограммирован.