Арахамия назвал главу «Нафтогаза» Андрея Коболева, топ-менеджера этой же компании Юрия Витренко, замглавы Офиса президента по экономическим вопросам Алексея Гончарука и бывшего замглавы Нацбанка Владислава Рашкована.
Фаворитом украинские СМИ считают Гончарука, однако окончательное решение еще не принято.
По каким критериям в команде главы Украины отбирают премьера и какой политико-экономический курс будет у нового главы правительства, изданию Украина.ру рассказали политические эксперты.
«Ключевым будет вопрос личного доверия Зеленского»
Давид Арахамия лишь озвучил кандидатуры, которые и так были на слуху, а кандидатуру будут определять в узком кругу из 3-5 человек, включая самого президента Зеленского. Такое мнение у политолога, главы Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.
Кандидатуры Коболева и Витренко не соответствуют данному критерию, а Рашкован — представитель команды Вакарчука, поэтому его тоже можно не рассматривать всерьёз, уверен Фесенко.
Все эти кандидаты в премьеры имеют достаточно высокий уровень лояльности на Западе, все они так или иначе работали в структурах, которые аффилированы с Западом, отмечает политический эксперт Руслан Бизяев.
Он не уверен, что кто-то из них станет премьер-министром, но если даже это произойдет, то «это однозначно не будет премьер-министр в том смысле, в котором мы наблюдали, например, в противостоянии Петра Порошенко и Владимира Гройсмана».
«Это будет премьер, который будет заниматься конкретно вопросами экономики», — заявил эксперт.
Люди, которые устраивают Запад
Коболев и Витренко четко проводят прозападную, проамериканскую линию в ситуации с закупками газа, отмечает политтехнолог Сергей Слободчук. С точки зрения западных игроков эти люди дисциплинированные и послушные.
Поэтому, если учитывать интересы западных политических игроков и украинских олигархических групп, которые стоят за спиной Зеленского, должна быть кандидатура, которая устаивает и тех, и этих. Кто это из обозначенных кандидатур, сказать не могу», — рассказал Слободчук.
Он напомнил слова влиятельного олигарха, который говорил, что премьером станет Витренко или Гончарук.
«Витренко — один из руководителей «Нафтогаза», а Гончарук — выходец из структур Сороса. С другой стороны, ряд депутатов, связанных с Коломойским, критикуют того же Гончарука. Если западные государства продавят свою кандидатуру, то это, скорее всего, будут люди вроде Коболева и Рашкована, который работал в МВФ», — подчеркнул политтехнолог.
В случае с Рашкованом будет логично, добавляет Слободчук, так как именно МВФ обозначает параметры, по которым должна работать экономика Украины, а Рашкован — «человек, который четко знает, к чему стремится и за что борется МВФ на Украине».
«Никто не даст проводить свой политический курс»
Как минимум на первых порах полномочия будущего премьера будут очень серьезно ограничены, и он будет исполнять исключительно технократическую функцию, говорит Владимир Фесенко. А дальше всё зависит от личности главы Кабмина.
«Как пример можно привести фигуру Гройсмана, который прошёл серьезную эволюцию от технократа до достаточно серьезных политических амбиций. Поэтому если будущий премьер-министр окажется сильной фигурой, то со временем он будет претендовать на большую роль, нежели просто руководителя правительства технократического типа. По крайней мене, он может попытаться перерасти свой ограниченный функционал», — считает политолог.
Разрубить узел конфликта президента и премьера
В прежние годы на Украине стабильно вспыхивал конфликт «президент против премьер-министра». По сути этот конфликт записан в Конституции, где пересекаются полномочия двух высших управленцев. Открытое противостояние было у президента Ющенко с премьерами Тимошенко и Януковичем, у президента Порошенко с Яценюком и Гройсманом.
Однако при президенте Зеленском это вряд ли повторится, отмечает Владимир Фесенко.
«Вероятность такого противостояния будет предельно ограничена, поскольку у нового премьера не будет своей парламентской фракции или серьёзной политической силы, на которую он смог бы опереться», — подчеркнул эксперт.
Теоретически конфликт может возникнуть, если в команде Зеленского и партии «Слуга народа» возникнет серьёзный раскол: в другом случае политического ресурса у премьера не будет, добавил он.
«Но это не исключает, как я говорил выше, подобной попытки. Вдруг руководитель правительства станет настолько популярным, что сможет воспользоваться и своим авторитетом, и расколом в команде президента. Но рассуждать об этом пока можно только чисто умозрительно», — уверен Фесенко.
Главное — будет ли дисциплина во фракции
В данном случае играет модель парламентско-президентской республики. Всё зависит от того, насколько управляемой будет фракция «Слуги народа» в парламенте, отмечает Сергей Слободчук.
«А фракция — это конгломерат самых разных групп. Франшиза продавалась по областям. Под одним и тем же брендом может быть 10 и больше групп влияния.
Поэтому, если будет управляемая фракция, которая будет работать по одной программе с администрацией президента, тогда премьер-министру никуда не деться. Он не сможет проводить законопроекты, если не найдет контакта с фракцией», — сообщил политтехнолог.
Изначально же, подчеркнул он, фракция «Слуги народа» формировалась с колес, из самых разных людей, «а лебедь, рак и щука тянут в разные стороны».