- Константин, как вы оцениваете эти выборы с точки зрения улучшения российско-украинских отношений?
— Это были самые абсурдные, пустые и бессмысленные выборы за всю историю Украины, потому что никаких смыслов, программ и целей не было в принципе. Более того, та политическая сила, которая заняла первое место, в принципе не имела никакой идеологии. Поэтому об идеологии «Слуги народа» можно только судить по кадровому потенциалу.
Это неправда, что националистические партии ничего не получили на этих выборах, потому что, в том числе и в «Слуге народа», есть хоть и не практикующие, но все-таки украинские националисты, теоретики украинского национализма. Это все те грантоеды и соросята и прочие ребята, которые сделали эту тему государственной идеологией на Украине. Да, их никто не знает, они пустышки, но они все-таки там есть.
В 2006 году, если кто помнит, «Партия регионов», предполагая, что в Раду пройдет только 120 человек из списка, или продала все остальные места, или включила в список водителей, охранников, любовниц, помощников и так далее. Но в итоге оказалось, что депутатами стали 170 человек. В итоге 50 человек были случайными людьми. Та же ситуация и со «Слугой народа». Процент случайных людей, которые в принципе не имеют представления, что такое законодательный орган, что такое депутатство, очень большой в этой политической силе. И что, эти люди будут за улучшение российско-украинских отношений?
- Так почему выборы всё же пустые?
— Потому что в них учитывалось мнение не украинского народа, а конкретной группы олигархов и западных партнеров. Группа олигархов ими удовлетворена полностью. Американцы удовлетворены результатом всецело, так как за ними остается контроль за всеми институциями, которые их интересовали. В частности, силовые ведомства остаются за ними. Должность премьера по квоте однозначно также сохраняется за госдеповским кадром.
Так что, не сомневаюсь, принципиально на Украине ничего не поменяется. Это как с Грузией. Когда еще до всех этих событий с креслом спикера грузинского парламента, с Габунией, даже в российском экспертном сообществе существовало мнение, что с Грузией можно наладить отношения, потому что пришли более-менее вменяемые люди. И что в итоге? Как только грузинская власть попыталась выйти за красные флажки, ее сразу же "качнули".
Вот так и у Зеленского. Несмотря на то, что он получает полноту власти, как только он попробует выйти за красные флажки, его сразу же качнут — либо с помощью улицы, либо каким-то внутрипартийным, либо внутрифракционным, либо внутрикоалиционным раздраем. Из зависимости от американцев он в принципе не может выйти. У него нет такой возможности.
- Правильно ли я понимаю, что никакого улучшения российско-украинских отношений в таком случае вы не предполагаете?
— Ну почему… На экономическом уровне это вполне возможно, потому что в этом заинтересован украинский олигархат. Добро на то, чтобы выстраивать экономические отношения с Россией "в белую" или "в серую", олигархи получили.
Надо понимать, что улучшение государственных отношений между Россией и Украиной возможно только при смене идеологического курса. Будет ли она? Нет.
Медведчук прошел в Раду. Результат в 12% Медведчука о чем говорит? О том, что американские политтехнологи вывели Украину из-под критики в том, что в этой стране ущемляются права русскоязычного населения. Как же нарушаются, указывают они, если в Раду прошла пророссийская партия? Теперь все то, о чем мы с вами говорили все пять лет, что русских на Украине ущемляют, теперь выглядит как пропаганда Кремля. Раз есть фракция, то какое же тут ущемление? Так что у нас тут, «в Украине», полная демократия.
И если курс на хорошие отношения с Россией в 2012-2013 годах поддерживало 55% населения, то теперь в глазах международного сообщества — этот курс поддерживают в районе 12% голосов, столько, сколько проголосовали за политсилу Медведчука.
Сейчас американцы создают новый глобальный проект: русскоязычная Украина — Анти-Россия.
- И что это означает?
— Это означает, что сегодня, голосуя за Зеленского, ранее пророссийский электорат голосует за курс на ЕС и НАТО. Это полная новая идеологическая перепрошивка. Американцы понимают, что из общего идеологического фона надо убрать ярый пещерный украинский национализм, сохранив его на уровне вот этих 8% Порошенко. Новая формула для Украины по-американски такая: мы тут говорим по-русски, но мы за НАТО; мы тут говорим по-русски, но мы против российской власти и Путина.
Это, кстати, те информационные идеологии, которые будут применяться в том числе и против России. Сегодня украинская информационная повестка достаточно сильно влияет на внутриполитическую ситуацию в России, при этом не всегда в положительном ключе.
Вот даем мы добро на получение российских паспортов гражданам ДНР и ЛНР, у нас либералы начинают кричать о нагрузке на бюджет России. Не даем — ложнопатриотические силы начинают вопить, что мы сливаем Донбасс.
Так что влияние украинской повестки в информационной сфере может привести, к большому сожалению, к негативному влиянию на внутрироссийские процессы.
- Можно ли предположить, что теперь будет восстановлено хотя бы авиасообщение, прекратится блокада Донбасса и Крыма?
— По блокаде Донбасса все достаточно просто. Если это будет выгодно украинским олигархам, то блокада будет снята. А вот восстановление авиасообщения или возможность российским гражданам приехать на Украину — я оцениваю это как маловероятное [событие]. Иначе бы не лишали права голоса украинских граждан, которые живут и работают в России. Лишив их права голоса, власти показали, что прежний курс, проводившийся Порошенко, будет сохраняться.
- А что касается имплементации Минских соглашений?
— Имитация имплементации Минских соглашений, какой она была при Порошенко, будет сохранена и при Зеленском. Вместо имплементации нам будут предлагать обмены. Типа того, что, давайте обменяем ни в чем не виновного журналиста на откровенного террориста.
Будет продолжена риторика Порошенко: по Донбассу надо договариваться с Россией. На самом деле не нужно договариваться с Россией, надо по Донбассу договариваться с Донбассом. И это четко прописано в Минских соглашениях. Весь переговорный процесс будет сводиться к тому, что происходило и при Порошенко, и приведет к тому, что с Зеленским перестанут разговаривать, потому что с ним разговаривать смысла нет.