Немного наивно и очень лукаво. Избирательный кодекс Украины косноязычен, как и его автор - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Немного наивно и очень лукаво. Избирательный кодекс Украины косноязычен, как и его автор

Читать в
ДзенTelegram
Верховная Рада, после тяжёлого и продолжительного обсуждения, 11 июля приняла Избирательный кодекс. В основу был положен проект Андрея Парубия, Александра Черненко и Леонида Емца. Если президент подпишет документ, то он вступит в силу в 2023 году. Что же в нём нового?

1. Избирательный кодекс (ИК) — комплексный документ, сочетающий законодательство относительно президентских, парламентских и местных выборов (раньше это были отдельные законы), а также согласовывающий между собой общие элементы разных выборов.

В итоге новый закон существенно тоньше старых трёх. Но и разобраться в нём сложнее.

2. ИК вносит ряд изменений в избирательные процедуры. Наиболее заметная из них — возможность для избирателя менять место голосования через личный кабинет на сайте Госреестра.

3. Самое главное изменение — введение новой системы голосования при выборах Верховной Рады, Верховного Совета Крыма (он украинский, продоолжает настаивать вопреки реальности автор кодекса Парубий), областных советов, горсоветов в городах с населением свыше 90 тыс. человек.

Новая система будет пропорциональной, но с открытыми списками, а голосование будет идти по региональным округам.

Открытые списки будут реализованы через формат бюллетеня, в котором будет только две графы: «номер партии, за которую отдаете свой голос» и «номер кандидата в народные депутаты из партийного списка». Ну и квадратик («трафарет»), в который надо будет вписать соответствующие цифры. Списка партий и кандидатов в бюллетене не будет.

Верховная рада Украины
Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс УкраиныПарламент Украины 11 июля проголосовал за принятие нового Избирательного кодекса. Трансляцию заседания вел телеканал «112 Украина»

Получение персональной поддержки позволяет кандидату подняться вверх и попасть в проходную часть.

Избирательный барьер имеет общенациональный характер и устанавливается на уровне 4% (вообще он на Украине колебался от 5% при смешанной системе до 3% — при пропорциональной системе с закрытыми списками).

Регионализация выборов осуществляется следующим образом:

— каждая партия выдвигает общенациональный избирательный список;

— кандидаты, выдвинутые по общенациональному списку, распределяются по региональным спискам (все без исключения);

— ЦИК отдельно определяет количество депутатов, избранных в регионах, путём деления поданных в регионе голосов на избирательную квоту (т.е. число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при данной явке и данном числе партий, преодолевших барьер);

— остаток голосов, отданных в регионах, суммируется и опять делится на квоту — это будут места для кандидатов, не избранных в регионах, но находящихся в начале общенационального списка после удаления из него кандидатов, ставших депутатами в регионах.

Интересно, что никаких специальных мест для лидеров партийного списка нет — они тоже должны выдвигаться в регионах, и могут оказаться не избранными даже в случае прохождения партии в Раду.

4. При выборах в областные и большие городские советы есть свои особенности.

Во-первых, это наличие возможности самовыдвижения. Самовыдвиженцы объединяются в список независимых кандидатов…

Откровенно говоря, комментировать этот выворот законотворческой мысли трудно. Как Парубий представляет себе единый список, в который входят независимые националисты и тайные коммунисты? Как они агитировать-то за себя будут?

Во-вторых, на этих выборах отсутствует избирательный барьер. Избирательная квота тут определяется путём деления числа проголосовавших избирателей на количество мест в совете.

Комментарий:

В целом предложенная система выглядит чрезвычайно сложной и неапробированной.

Открытость списков в предложенной системе несколько преувеличена. Опыт стран, где аналогичная система уже существует (Эстонии, например), показывает, что избиратели крайне редко пользуются предоставленным им правом проголосовать за кандидата (примерно в 5% случаев), поэтому рассуждения относительно того, что новая система исключит продажу мест в списках и подкуп избирателей, выглядит немного наивно и очень лукаво. Кандидат, купивший место в проходной части, будет чувствовать себя сравнительно спокойно, потому что избиратели его вычеркнуть не смогут — только поднять других (а интерес к этому у них невелик). Кандидат-гречкосей может обеспечить себе продвижение по списку значительно дешевле, чем победить в одномандатном округе. Правда, понимание этого обстоятельства несколькими кандидатами естественным образом создаст конкуренцию и повысит цену мандата.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала