Пять мифов и стереотипов о Польше и поляках, часть из которых — правда - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять мифов и стереотипов о Польше и поляках, часть из которых — правда

Читать в
ДзенTelegram
Один из главных стереотипов, касающихся Польши, стал поговоркой: «Курица - не птица, Польша - не заграница». Фраза до сих пор в ходу, хотя её смысл претерпел изменения: во времена Совета Экономической Взаимопомощи в Польшу попасть было легче, чем в другие края, а теперь эта страна просто стала менее интересной туристам из России или Украины

Ехать или не ехать в эту «незаграницу», каждый решает сам, но, надеюсь, что приведённый ниже набор самых распространённых мифов и стереотипов о Польше и поляках поможет сделать правильный выбор.

1. Поляки — русофобы

По мнению адекватных польских исследователей, русофобия в Польше поддерживается её властями из-за потребности в наличии врага, поскольку даёт ощущение национального единства. Официальная Варшава старается всячески унизить Москву на международной арене, разрушить советские памятники, призвать Запад усилить антироссийские санкции — и всё это началось ещё при «либеральном» правительстве Дональда Туска. Антироссийская истерия в 2014 году оказала большое влияние на польское общество. Как сказано в отчётах исследовательского центра Пью из США, именно в этом году доля поляков, которые стали отрицательно относиться к России, увеличилась до 81%. Кстати, этот процент был даже выше, чем на Украине.

После прихода к власти осенью 2015-го Ярослава Качиньского и его консервативной партии «Право и Справедливость» Варшава, образно говоря, вернулась в начало ХХ века и даже в XIX, когда Россия считалась главным врагом Польши и поляков. Если послушать риторику Качиньского и его соратников, то создаётся ощущение, что в определённом смысле всё повторяется, есть Россия и Германия — два мощных государства, а Польша между ними. Польша должна опасаться этих соседей, особенно России, и готовиться к столкновениям с Москвой.

Репродукция иллюстрации художников Кукрыниксов
Одесское наследство: поляки набросились, нацисты добавили, шведы покуражились, бразильцы добилиЗнаменитый советский плутовской роман «Двенадцать стульев» был опубликован 90 лет тому назад, пережил множество экранизаций, где угодно, но только не на родине
Однако неприязнь к Российской Федерации у жителей Польши продержалась недолго, несмотря на продолжающуюся в большинстве СМИ этой страны антироссийскую пропаганду. По данным того же центра Пью, уже весной 2017 года опросы показали, что отрицательно относились к России только 69% поляков, а положительно о РФ высказался 21% опрошенных. В 2019-м центр Пью решил вообще не публиковать результаты исследований, но, по свежим данным Европейского совета по международным отношениям, угрозой для Польши называли РФ всего 15% поляков. Более того, молодое поколение поляков, привыкшее к потреблению информации из разных источников, оказалось самым благосклонным по отношению к Москве: симпатии к России проявляют 35% поляков в возрасте 19-29 лет.

Как человек, третий год живущий в Польше и побывавший в разных её частях, могу с уверенностью заявить: бытовой русофобии в этой стране не существует, русскоязычный клиент всегда может рассчитывать на самый благосклонный приём, особенно если речь идёт о туристах из России, у которых в Польше сложился имидж весьма платёжеспособных. Поэтому жители прибалтийских регионов Польши вот уже который год требуют восстановить малое приграничное движение с Калининградской областью, которое в одностороннем порядке отменила Варшава 30 июня 2016 года.

2. Поляки — антисемиты и вообще ксенофобы

С исторической точки зрения антисемитизм имеет глубокие корни в польском обществе, а власти возрождённой в 1918-м Польши были весьма антисемитскими, несмотря на большой процент евреев среди граждан II Речи Посполитой. Одним из последствий этого стал тот факт, что часть поляков сотрудничала с нацистским режимом в убийстве евреев во время Холокоста, а в 1968-м антисемитские акции организовывали уже власти коммунистической ПНР. Поэтому неудивительно, что в своё время премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал: «Поляки всосали антисемитизм с молоком матери».

Однако в нынешней Польше антисемитские заявления — удел маргинальных политиков ультранационалистического толка, а упомянутый Качиньский, хотя и вынужден делать соответствующие намёки своему консервативному электорату, произносит их весьма завуалированно. Любые попытки антисемитских акций властями Польши пресекаются, а ксенофобские лозунги официально осуждаются (правда, за призывы к «белой Европе братских народов» на Марше независимости в Варшаве никто задержан не был). Хотя одним из лозунгов самой партии «Право и Справедливость» является противодействие миграции из мусульманских стран, немногочисленные мусульмане в Польше (их число оценивается в 20-25 тысяч вместе с иностранцами) чувствуют себя здесь абсолютно безопасно.

Почему Министерство культуры Украины забыло про Львовский погромВ 2019 году на Украине не будет проводиться на государственном уровне чествование памяти жертв первого открытого акта уничтожения еврейского населения в ходе Второй мировой войны - Львовского погрома 30 июня - 2 июля 1941 года. Об этом недвусмысленно говорится в ответе Министерства культуры Украины на информационный запрос ИА «Українськи Новини»
К сожалению, в связи с резким увеличением количества гастарбайтеров из Украины (их число перевалило за 3 миллиона человек) в последние годы в Польше произошло несколько резонансных конфликтов между поляками и украинцами. Как правило, это инциденты на политической почве (отношение к Бандере и Волынской резне и т. п.). Но поскольку польское правительство и работодатели заинтересованы в притоке дешёвой рабочей силы с Востока, власти всегда пытаются продемонстрировать защиту украинцев, игнорируя при этом существующий запрет на бандеровскую символику.

Несколько заявлений местных националистических активистов в прокуратуру по поводу красно-чёрных флажков на автомобилях украинцев были оставлены без движения, то есть никакого сравнения с истерией по поводу георгиевских лент на Украине быть не может. При этом с бытовой украинофобией в Польше столкнуться можно, и кроме политических причин у неё есть и социальные: как правило, украинцы в этой стране работают на низкооплачиваемых должностях в строительстве, на вредных производствах, в торговле. «Украинская уборщица» стала в Польше таким же мемом, как «польский сантехник» во Франции или Великобритании.

3. Поляки — ревностные католики

Польское общество действительно является одним из самых религиозных в Европе. Согласно проведённым в 2014 году исследованиям Worldwide Independent Network/Gallup International Association, 86% поляков назвали себя верующими людьми, 10% — нерелигиозными, 2% — убеждёнными атеистами, и лишь 2% отказались отвечать. Согласно данным польских социологов и статистиков, по состоянию на 2017 год 92,8% верующих относят себя к римско-католической церкви. Религия преподаётся в польских школах, ей отводится больше часов, чем природоведению. Вопросы веры в той или иной степени волнуют здесь всех, и в целом правы те, кто советует туристам не вступать в ненужные религиозные дискуссии с поляками.

Ватикан и не собирался признавать украинскую «церковь» — видеоЖелание поскорее выкрикнуть «Весь мир с нами» иногда плохо сказывается на репутации
Хотя в 1993 году между Ватиканом и Польшей был заключён конкордат (ратифицирован Сеймом только в 1998-м), официально Польша является светским государством, статья 25 её Конституции предусматривает равноправие всех церквей и религий. Польские аналитики отмечают, что критерии принадлежности к католической церкви являются весьма неопределёнными, а формальное число последователей католицизма никоим образом не отражает их фактическую религиозную деятельность и не свидетельствует об усвоении ими основных доктринальных и моральных принципов этой религии. К примеру, менее половины поляков в возрасте до 44 лет посещают костёл раз в неделю, а в возрастной группе 25-34 лет это делают чуть больше трети опрошенных. Согласно исследованиям Института статистики католической церкви в Польше, начиная с 2013 года количество посетивших воскресную мессу не превышает 40% от формального числа польских католиков.

С 2018 года консервативное правительство Польши неформально пытается стимулировать явку сограждан в храмы, начав программу ограничения торговли в воскресенье. Ныне в Польше лишь одно воскресенье в месяц «торговое», а со следующего года будет введён практически полный запрет на торговлю в этот день (исключения будут сделаны только перед Пасхой и Рождеством). Однако, согласно последним исследованиям социологов, 62% поляков против подобных запретов, отдавая в воскресенье предпочтение посещению супермаркета, а не костёла.

4. Поляки пьют много водки

Примечательно, что русское слово «водка» — польского происхождения, и в значении дистиллированного спиртного напитка употреблялось в Польше как минимум на сто лет раньше, чем в России. В своё время поляки претендовали на него как на бренд, но в 1982 году СССР доказал в международном арбитраже в Гааге, что винокурение в России началось раньше. Однако, к примеру, во французском языке имеются слова wodka и vodka, первым называют польский напиток, вторым — русский. При этом Польша является самым большим производителем водки в Европейском Союзе, а в мире занимает четвёртое место — после России, США и Украины.

Хотя в целом в странах ЕС в последние годы потребление алкоголя падает, в Польше этот показатель стабильно растёт. Ныне поляки пьют даже больше, чем во времена Польской Народной Республики (предыдущий рекорд был поставлен в 1980-81 годах, перед введением военного положения). По данным Государственного агентства по предотвращению проблем, связанных с алкоголем, в 2017 году статистический поляк выпил более 11 литров чистого алкоголя (примерно столько же, сколько и в РФ тогда же, но в последние годы в России стали пить меньше). По подсчётам местных журналистов, это пять поллитровых бутылок водки на душу населения, включая младенцев (кстати, среднестатистическая «поллитра» стоит в Польше около 400 рублей по актуальному курсу злотого). Купить алкоголь в Польше не проблема, на каждых 275 жителей страны приходится один магазин с алкогольными напитками (первый показатель среди стран ЕС), многие из которых — круглосуточные. Несмотря на упомянутую выше программу ограничения торговли в воскресенье, она не затронет маленькие семейные лавочки, которыми являются большинство польских алкомаркетов.

Питейные заведения Москвы
Водка и смерть. Пока власти воюют за спирт, украинцы умирают от палёнкиПроизводство фальшивой водки на Украине превысило производство легальной. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и представителей Международного валютного фонда, доля нелегального алкоголя в Украине составляет свыше 50% рынка
Всего польские домохозяйства тратят на алкоголь 3,5% своих годовых бюджетов (четвёртое место в Евросоюзе). Вот только большая часть этих денег уходит не на водку, а на пиво, которое обогнало крепкий алкоголь ещё в 1998 году. Кроме этого польские социологи отмечают, что за последние годы изменился стиль выпивки в стране: всё больше алкоголя поляки употребляют дома, причём не только с родными или друзьями, но и в одиночестве. В связи с этим значительно выросли продажи «мерзавчиков», водки в таре по 100 мл, которые в Польше называют małpkami («обезьянками») — кстати, подобная тенденция зафиксирована и в России. Однако во время традиционного польского застолья водка занимает на столе почётное место, и знакомый всему миру польский тост «Na zdrowie!» никогда не уйдёт в историю.

5. Поляки никогда не улыбаются и вечно жалуются

Запись передачи Кабачок 13 стульев в Московском телецентре
«Кабачок «13 стульев» и Kabaret starszych panow: жили долго и счастливо и умерли в один годВ 1969 году, полвека назад, всенародно любимая программа советского телевидения «Кабачок «13 стульев» начала выходить в записи. К сожалению, до наших дней, в недрах архивов, сохранилось только 11 её выпусков
Поляки не скрывают, что любят посетовать на жизнь. Правда, условия жизни во времена социализма, а особенно военного положения, давали им множество поводов для недовольства. В период социалистического строя в Польше поляки сетовали на отсутствие элементарных благ, ведь приобретение сахара или туалетной бумаги, как правило, было огромной удачей. С другой стороны, поляки всегда умели, да и по сегодняшний день умеют иронизировать над собой, они сами придумали шутку о том, что «в социалистическом лагере Польша была самым весёлым бараком». А повседневная жизнь ещё со времён ПНР стала питательной средой для многих польских комедий и выступлений кабаретов (юмористические группы типа Comedy Club).

Скоротечные политические перемены, произошедшие после 1989 года, и «молодой» капитализм предоставили полякам новые причины для сетования: неуверенность в завтрашнем дне, безработица, низкие заработки, очереди в больницах и т.п. Многие из поляков до сих пор не могут найти себя в новой действительности, несмотря на неуклонный экономический рост (первое место в Евросоюзе), более половины граждан Польши считают, что уровень их жизни не повысился. Поэтому неудивительно, что излюбленным поводом для жалоб, как, впрочем, и для шуток, являются местные политики.

Однако среди молодого поколения тенденция к сетованиям является редкостью. Польская молодёжь, как и их западноевропейские ровесники, открыта к переменам и новым вызовам и смотрит в будущее с оптимизмом. Особенно это заметно в столице Польши с её бурной ночной жизнью, крафтовыми барами, веганскими кафе, арт-ярмарками и почти тотальной послевоенной застройкой, что сильно роднит Варшаву с Берлином.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала