Кондиционеры в автобусах, троллейбусах и трамваях отсутствуют, и городская власть не считает нужным обеспечить людям комфортный проезд. Я сосредоточусь на проблеме вентиляции в автобусах и троллейбусах. В отличие от трамваев, они курсируют по всему Киеву.
Они есть, но их нет
Один из руководителей КП «Киевпастранса» утверждает, что проблема с отсутствием кондиционеров сильно преувеличена: «в последних троллейбусах, которые мы получили, установлены кондиционеры, и в процентах 60 автобусов они установлены».
«Раньше подвижной состав шел без кондиционеров, — объясняет чиновник, — Все, что новое, последнее получили…новые трамваи PESA — все с кондиционерами. Например, на 1-м и 3-м маршруте практически все трамваи работают с кондиционерами. Троллейбусы? Допустим, 7-й с кондиционерами. Они (машины. — Прим. авт.) переставляются — может на тот маршрут пойти, а может на этот».
Экс-замминистра инфраструктуры, специалист по пассажироперевозкам и логистике Александр Кава подтверждает, что климатроны вмонтированы в автобусах из последней партии, поставленной городу в прошлом и позапрошлом году. А также в троллейбусах «Богдан», приобретенных тогда же.
Впрочем, он убежден, что «Киевпастранс» очень неэффективно использует подвижной состав: на правобережной линии скоростного трамвая кондиционер имеет только поезд «Электрон», на остальных поездах его нет.
Жар ада
Киевские автобусы и троллейбусы в жаркие дни представляют собой передвижные крематории. Во многих машинах окна и верхние люки едва открываются, и чтобы отворить их хоть немного, требуется приложить немалую силу. Вдобавок в некоторых транспортных средствах посередине есть аварийное окно, которое, как линза, поджаривает пассажиров. От палящего солнца не спасает никакая тонировка. В результате температура в салоне на порядок выше, чем снаружи.
Надо отметить, что автобусы и троллейбусы Киева не столько общественный транспорт, сколько социальный. Основная масса его пассажиров — пенсионеры. Да и кондукторы тоже в основном люди пожилого возраста. Им, как правило, тяжело переносить пекло, особенно в непроветриваемых железных коробках. А ведь перспектива теплового удара угрожает прежде всего самым слабым — старикам и детям.
Интересно, что сами пассажиры зачастую не знают, как открыть люк для воздухозабора. Часто они просто не готовы вступать в дежурные транспортные свары в стиле «мне дует»/«только вам здесь холодно» и от греха подальше оставляют верхние люки закрытыми.
Сколько взяток взяли, столько и закупили
Александр Кава убежден, что мэра Киева Виталия Кличко не волнует качество проезда на общественном транспорте. Заказывая подвижной состав, киевская власть не принимает во внимание климат столицы. Интересует «мэрских» чиновников только размер отката при закупках машин и комплектующих.
Столичный автобусный парк — это в основном модели МАЗ 203, МАЗ 103 и ЛАЗ А183. Парк троллейбусов — это практически всегда «Богдан» Т701 и Т901, ЛАЗ Т183 и Е301. По всем технологическим картам кондиционеры в них предусмотрены. Но на этом экономят.
«К примеру, под Евро-2012 закупили по кредиту ЕБРР пару десятков автобусов-троллейбусов. Кредит предполагал встроенные кондиционеры. Однако сэкономили на трубках, по которым воздух качается в салон. В результате кондиционер в машинах стоял, но работал только в кабине водителя», — рассказывает историю эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.
По его словам, кондиционер для автобуса или троллейбуса стоит порядка $20 тысяч, а трубки развода к нему — от 200 до 500 долларов. «Сколько взяток взяли, столько и закупили. Не хочу открывать вам глаза, но все прекрасно знают, что тендеры все куплены-перекуплены», — убежден эксперт.
От кабины до середины
За семь лет, считая от Евро-2012, горадминистрация не исправила ситуацию. «Троллейбусы ездят на электричестве, а автобусы — на дизеле. Бензиновых автобусов в Киеве нет. Экономится топливо и деньги на замену фреона», — сказал Александр Кава. При этом водители жутко боятся перерасхода солярки. На это обращает внимание кондуктор 115-го автобуса: «У нас с 2012 года кондиционеры есть, но кто их будет заправлять за такие деньги? В прошлом году новые получили. Но они только на маршрутах №55, №62 и №118».
Даже если пассажир и попал в прохладную зону, она, по словам Вячеслава Коновалова, распространяется не дальше середины салона. Не видя пользы от такого «кондиционирования», граждане в хвосте машины просят его выключить и открыть окна, а пассажиры в центре салона просят не мешать им наслаждаться прохладой. Понятно, что конфликт в такой ситуации неизбежен.
«Вчера на нашем маршруте включили кондиционер, уже было градуса 22 (обычно вентиляция включается, когда температура внутри превышает 21 градус тепла. — Прим. авт.). Зашли люди. Мужчина открыл форточку, в другом месте кто-то еще открыл. Говорят: «А что нам делать, если нам жарко?» И я сказала: «Сейчас я скажу водителю, чтобы выключил кондиционер, и открывайте все что можно». А женщина просит: «Не выключайте, пожалуйста». Людям не угодишь», — объясняет кондуктор автобуса №87.
Ждите ответа
Глава «Киевпастранса», прокомментировавший ситуацию, рекомендовал обратиться по этому вопросу в службу организации движения. Оттуда меня направили в центр контроля качества. Но назвать точное количество линейных машин, оборудованных кондиционерами, никто так и не смог. Коммунальные предприятия просто не владеют такой информацией.
«У нас такой информации нет. Это нужно прозванивать автопарки, есть их контакты, я могу вам продиктовать — у них более точная информация. Для этого нужно знать номер маршрута автобуса или троллейбуса. Если у вас есть жалобы на неработающий кондиционер, назовите маршрут, я зафиксирую и адресую руководству», — ответил сотрудник центра.
Ну, что тут сказать? Только одно: везде, на всех маршрутах!
Как выглядит забота
Проехаться в хорошо проветриваемом общественном транспорте в Киеве — все равно что вытащить счастливый лотерейный билет. Впрочем, тяжелее всего приходится людям с ограниченными возможностями: условия для удобного прохода и проезда инвалидов-колясочников отсутствуют напрочь.
Говоря о киевском городском транспорте, вспоминать Европу как-то даже неловко, но придется. Так, в городе Ольденбург (земля Нижняя Саксония, Германия) в автобусах чисто, комфортно, исправно работает кондиционер. Для инвалидов есть весь необходимый сервис. Водитель обязан помочь пассажиру на коляске попасть в машину.
Разовый проезд в германском автобусе стоит 2,5 евро (около 75 грн, или 181-190 руб.). Это недешево, но оно того заслуживает. Цены на киевский транспорт постоянно растут. Скоро год, как цены подскочили вдвое — с 4 до 8 грн (с 10 до 20 руб.), но на условиях проезда это никак не отразилось.
По стопам Минска и Петрозаводска
Александр Кава убежден, что кроме обязательного наличия современной системы кондиционирования для притока воздуха в салоне должны быть форточки размером не менее половины размеров окон.
«В автобусах Минска, Риги, Петрозаводска, то есть северной части Восточной Европы, стоят широкие окна, которых в Киеве было бы достаточно для того состава, который он закупает. Даже в советское время, когда выпускались троллейбусы, например, ЗИЛ, была специальная комплектация «южная», которая включала в себя большие открывающиеся окна», — поясняет экс-министр.
В утиль
А вот Вячеслав Коновалов советует Киевгорадминистрации сдать на металл 250 старых машин, что ржавеют на территории АТП №7, и «закупить нормальные автобусы».
Однако, учитывая тугоухость Виталия Кличко к насущным проблемам горожан, вряд ли замечания экспертов-транспортников будут приняты во внимание. Поэтому столичным жителям и туристам придется и дальше томиться в общественных банях на колесах.