Рада же, в которой пока что сидит большинство, сформированное еще при президенте Петре Порошенко, развлекается как может: трудолюбиво «добивает» 4,6 тыс. поправок (рассмотрено уже 1,5 тыс.) к вытащенному из нафталина новому избирательному кодексу, принятому в первом чтении еще в 2017 году. Вообще-то план работы Верховной Рады на 18-21 июня содержит более 90 документов, но Рада делает вид, что так обеспокоена проблемами избирательной системы Украины, что ей не до прочих государственных глупостей.
Тот факт, что эта обеспокоенность Рады совершеннейшая липа, отлично понимает президент Зеленский. Ведь именно он предложил парламенту рассмотреть изменения действующего закона о выборах, согласно которым мажоритарные одномандатные округа упразднялись, но пропорционалка с закрытыми списками оставалась, зато проходной барьер снижался с 5% до 3%. В принципе это самое важное, что можно сделать с избирательным кодексом, но проект поправок президента Рада решительно отвергла. Теперь она самозабвенно ковыряется в мелочах.
Какой была бы судьба нового избирательного законодательства, признай КС указ Зеленского о досрочных выборах неправомочным? И какова будет судьба кодекса в ближайшее время? На эти любопытные вопросы попытались ответить эксперты.
Регламент и теория
«Согласно регламенту, если повестка дня определена и депутаты начинают рассматривать вопрос, прерываться на другие вопросы они не могут. Но статья 50 регламента предусматривает особенное рассмотрение проектов закона с большим количеством правок», — говорит политический обозреватель и кандидат в депутаты по спискам президентской партии «Слуга народа» Василий Мокан.
Это так называемая процедура ad hoc. При наличии политической воли эту статью можно было применить для рассмотрения закона о выборах. Ведь представитель Зеленского в парламенте Руслан Стефанчук объявлял, что уже готовы для подачи депутатам различные проекты президента, в том числе по кадровым назначениям.
Все это напомнило Василию Мокану быстрое утверждение изменений в закон об украинском языке и его принятие перед вторым туром президентских выборов. Законотворцы понадеялись, что КС примет решение о незаконности досрочных выборов 21 июля и тогда они пойдут на осенние выборы по новому законодательству.
За экватором
Мокан добавил, что у Рады в июле есть две пленарные недели, чтобы принять избирательный кодекс во втором чтении. Хотя и здесь с принятием могут возникнуть проблемы, так как фракции, которые сейчас поддерживают внедрение нового кодекса, могут не всем составом проголосовать за него.
Но и это не самое важное. Достаточное количество депутатов просто не понимают, как реализовывать этот закон (финальной версии которого пока что нет) на практике. Эксперты считают, что куча правок, которые прокрадутся в финальный текст, будут сами себе противоречить, а некоторые даже конфликтовать с принципами открытых партсписков и упирать на «скрытую мажоритарку» (разделение на 27 региональных списков). Но коль уже процесс начат, спикер сделает все, чтобы под конец июля выйти на голосование, полагает Мокан.
За то, что принято не будет
И провластные, и оппозиционные силы парламента якобы выступают за поправки к закону. Но как минимум для половины из них изменение избирательного кодекса невыгодно, поскольку они рискуют не попасть в Раду следующего состава, так как делают акцент на мажоритарные округа.
«Например, это партии «Видродження» и «Оппоблок», Радикальная партия, «Батькивщина». Это тактический ход нардепов, которые прекрасно знали, что Избирательный кодекс не будет принят в этой каденции Рады», — подозревает политконсультант Андрей Кучер.
Кодекс хаоса
Даже в случае принятия закона выборы не прошли бы по-новому, так как в трехмесячный срок невозможно подготовить к новшествам политиков, органы власти и народ. Поэтому-то международные организации обычно рекомендуют проводить смену кодексов минимум за полгода-год до кампаний.
Позитивные моменты тоже есть. Например, в документе прописано, что кандидаты обязаны проводить дебаты, при которых будет отсутствовать наружная реклама (непринятый законопроект №8280 об усилении ответственности за подкуп избирателей разрешает наружное наблюдение за кандидатами, которое уже работает. Подробнее — здесь https://ukraina.ru/exclusive/20190304/1022861942.html). Кроме того, уменьшается проходной барьер с 5% до 4%. Но аналитики считают приемлемым снижение только до 3-2%, хотя и это вызывает споры. В Раду пройдут непарламентские партии, и это помешает единоличному правлению одной-двух партий в будущем. А может, и не помешает, а наоборот, раздробит оппозицию, которая ничего в разрозненном состоянии не сможет противопоставить коалиции.
Кстати, эксперты говорят о том, что малые партии вряд ли смогут ворваться на улицу Грушевского. Для этого им необходимо идти на поклон к известным политическим брендам (и даже ребрендированным, но известным силам).
Тем не менее, считает Кучер, при принятии кодекса нужно еще четко наметить дату выборов, которые должны пройти по новому кодексу.
Не отображает реального представительства
Василий Мокан является давним противником коррупционной мажоритарной системы вместе с закрытой партсистемой. Политолог убежден, что на округах кандидаты соревнуются между собой не программами, идеями, а финансовыми и другими ресурсами для победы.
Победа будет в любых условиях
Впрочем, аналитики единодушны в одном: при любом кодексе выборы 21 июля выигрывает «Слуга народа». Самый большой интерес вызывают призеры 2-5 позиций и кто сколько получит мест в Раде.
Что же до Зеленского, то его команда намеревается как можно быстрее провести выборы, и не важно, по какой избирательной системе. Несмотря на оптимистичные прогнозы по «Слуге», достойных и опытных людей в ней пока мало, а к 21 июля их кровь из носа надо собрать. Пока же президентская политсила скребет людей по сусекам (так называемые придуманные пост-праймериз) и нарывается на не очень позитивные отзывы о них.