- Андрей, печальное событие. В Черкассах этой ночью скончался журналист-расследователь Вадим Комаров, жестоко избитый 4 мая. Его коллеги считают, что надлежащего расследования не проводится — как нет результатов расследования других убийств, покушений. Преследует свободомыслящих журналистов и само государство.
Но уже более месяца в стране новый президент. Андрей, как вы считаете, можно ли ожидать каких-то изменений?
— Чего можно ожидать… Вот пришёл новый президент Владимир Зеленский. Но это, на мой взгляд, больше такая пропагандистская и рекламно-политическая комбинация: как будто бы президент новый…
- Но ведь новый?
— Лицо новое, но система осталась старая. По тем назначениям, по первым кадровым решениям и по заявлениям мы видим, что Зеленский «консервирует» старую политическую систему. Если мы посмотрим на силовиков — генпрокурор Юрий Луценко, глава МВД Арсен Аваков… Зеленский их сохраняет на постах. А к Авакову, как я понимаю, он вообще и претензий не имеет.
А что творится у нас в стране последние пять лет? Это убийства журналистов, избиения, публичные расправы. Даже когда знают, кто преступник — например, мы можем говорить о деле Олеся Бузины и о других — полиция ничего не делает.
- Почему?
— По двум причинам. Во-первых, уничтожено профессиональное ядро оперативно-следственных кадров. Во-вторых, многие неонацистские группировки прямо дают понять, что они являются, скажем так, структурными подразделениями наших силовых органов.
Поэтому понятно, что никаких расследований не будет. Политической воли на это у слабого президента Зеленского нет, компетенции абсолютно недостаточно. Кадровые назначения в силовых органах говорят о том, что он идёт по пути расстановки своих людей, которые не являются профессионалами в этой сфере. Это мы можем видеть на примере Службы безопасности Украины (СБУ), Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) — президент ставит тех, кто просто является для него близкими людьми.
Ну и самое главное: Зеленский не признал наличия на Украине политических преступлений, в которых журналисты являются жертвами — либо как упомянутый вами убитый Вадим Комаров, либо как те журналисты, которых сажают в тюрьму.
Не признав публично наличия преследований инакомыслящих и репрессий, соответственно, Зеленский не дал сигнал силовым органам, обеспечивающим, в кавычках, безопасность страны, к их прекращению.
Многие говорят, что ещё очень мало времени прошло (с момента инаугурации. — Ред.), и Зеленский не мог успеть их (политзаключённых — Ред.) отпустить, разобраться… Это правда. Но в первые же дни пребывания у власти чётко обозначить, что в стране были политические преследования — это он мог. Причём Зеленский, когда он был просто актёром и только готовился в президенты — он же сам возмущался, что режим Порошенко преследует его сериал «Сваты», когда один из российских актёров попал в санкционный список. И тогда Зеленский говорил: как можно?
Но, попав на Банковую (где находится Администрация президента. — Ред.), Зеленский развернулся на 180 градусов. На мой взгляд, это доказывает его абсолютную несамостоятельность и некомпетентность.
- Чего многие и боялись…
— Увы, все опасения людей касательно Зеленского — о том, что он просто марионетка в чьих-то руках и что он абсолютно не разбирается ни в чём — подтверждаются на данный момент. Потому что одно дело быть хорошим актёром, когда тебе пишут тексты сценаристы и ставят режиссёры спектакли, и совсем другое дело — быть главой государства и нести ответственность. Ребята заигрались в политику и случайно стали президентами.
От редакции. В ночь на четверг, 20 июня, в Черкассах скончался журналист-расследователь Вадим Комаров, которого жестоко избили в центре города 4 мая. Коллеги погибшего связывают убийство Комарова с его профессиональной деятельностью.