На встрече с председателем Бундестага Вольфгангом Шойбле речь шла о ситуации в Донбассе и путях возвращения мира в регион.
«Во время встречи обсуждался вопрос прекращения войны и возвращения заложников. Владимир Зеленский отметил, что обмен людей хотя бы «10 на 10» или «15 на 15» мог бы показать желание другой стороны начать процесс деэскалации», — говорится в сообщении на сайте президента Украины.
Причём именно Донецк и Луганск, то есть та самая «другая сторона», регулярно поднимает вопрос о проведении обмена пленными, причём всех на всех, в соответствии с Минскими соглашениями. В свою очередь, Зеленский во время избирательной кампании исключил возможность объявления амнистии для участников вооружённого конфликта в Донбассе, которые сражаются на стороне народных республик.
Там, где присутствуют Германия и Украина, речь обязательно идёт о Донбассе
Затем президент Украины встретился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Внимание журналистов на церемонии приветствия политиков привлекло состояние главы немецкого правительства — Меркель, стоя рядом с Зеленским, сильно тряслась, часто меняла положение рук, хотя обычно держит их «домиком». Позже канцлер сказала, что плохое самочувствие связано с обезвоживанием. В Берлине стоит 30-градусная жара.
«А Зеленский просто стоит. Представьте, если бы он оборвал оркестр, повернулся к Ангеле, махнул своим, чтобы врач прибежал. Помог бы ей отойти в тень, предложил бы воды. Да его бы после этого на руках немцы носили. Простейший шаг приличного человека (было бы по-мужски и красиво). А он не смог догадаться», — написала в Instagram ведущая программы «60 минут» Ольга Скабеева.
Позже Зеленский сказал: «Что касается Меркель… Я стоял рядом с ней — поверьте мне, она была в безопасности».
Тем не менее никаких изменений в программу дня вносить не стали. После рабочего обеда политики вышли на совместный брифинг. Во время выступления политики продолжили тему Донбасса.
«12 июля состоится встреча советников в «нормандском формате», и посмотрим, как действовать дальше. Мы — президент Макрон и я — готовы, ищем самой быстрой возможности. Германия в любом случае готова здесь приложить все свои силы. Я была рада, что Трёхсторонняя контактная группа в рамках минского процесса сейчас снова работает более решительно», — заявила Меркель.
Зеленский же сказал, что с нетерпением ждёт переговоров «нормандской четвёрки», но уже на уровне глав государств, причём срочно. По его словам, они могут состояться после парламентских выборов на Украине, то есть после 21 июля.
Газ — наше всё
Не могли политики обойти такую важную и для Киева, и для Берлина тему, как поставки газа после 31 декабря 2019 года, когда истекает срок действия контракта на транзит.
Зеленский сообщил, что переговоры на эту тему уже ведутся, и выразил надежду, что в скором времени «Газпром» и «Нафтогаз» придут к соглашению, и «никто Украине не будет выкручивать руки». Никто, конечно, так делать не собирается. Наоборот, Россия открыта к переговорам, готова заключить контракт на прямую поставку топлива и даже снизить его стоимость на 25% от сегодняшней цены. Украинская сторона по традиции отвергает предложения Москвы и ставит свои условия — пока Зеленский встречался с немецкими политиками в Берлине, исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украина» Юрий Витренко через Facebook представил своё видение дальнейшего сотрудничества в энергетической сфере: «Газпром» будет передавать нам определённый объем газа (определённую энергетическую ценность газа) на границе Украина — РФ, а мы будем передавать точно такой же объём (энергетическую ценность) на границе Украина — ЕС».
В контексте энергетики политики, конечно, говорили и о газопроводе «Северный поток-2», который должен заработать уже в конце этого года.
«Я постоянно говорила российскому президенту, что для меня вопрос транзита газа через Украину имеет очень важное значение. Президент Путин меня всегда заверял, что он знает об этом. В этой связи «Северный поток-2» и вопрос транзита газа через Украину тесно связаны друг с другом», — подчеркнула Меркель.
Как известно, канцлер ФРГ — один из главных сторонников реализации этого проекта и всем оппонентам регулярно напоминает о его коммерческой выгоде для Берлина и всей Европы, но при этом, видимо, опасаясь прослыть «агентом Кремля», требует сохранить поставки по украинскому маршруту.
«Наши позиции относительно проекта «Северный поток-2» являются диаметрально противоположными. В то же время мы благодарны за готовность вести предметный диалог с Германией по такому непростому вопросу. Сохранение транзита российского газа через Украину, его аккумулирование в украинских хранилищах — это гарантия энергетической безопасности и Украины, и Европы. Это цивилизованный метод обеспечения справедливого и безопасного европейского газового рынка», — сказал Зеленский.
Без России ни туды и ни сюды
На переговорах немецкого и украинского лидера незримо присутствовала Россия.
Зеленский, как и его предшественник Пётр Порошенко, призывает западные страны не только не отменять, а, наоборот, ужесточить санкции против Москвы. В этой связи слова Меркель его, несомненно, порадовали.
«Мы обсуждали процесс относительно суверенитета Украины и его восстановления, говорили о Донецке и Луганске. К сожалению, не достигнут в последнее время прогресс. Санкции не отменяются, пока Крым не вернётся в Украину. Мы не говорили об усилении, речь идёт о продолжении действующего санкционного режима», — сказала канцлер ФРГ.
И тут Зеленский вновь заговорил языком Порошенко: «Мы не хотим, чтобы от санкций страдали наши европейские партнёры, которые решили стать рядом с нами, чтобы возобновить право и справедливость в Европе. Но это единственный бескровный путь возобновления мира на континенте, и он должен быть пройден до самого конца. Тех, кто агитирует за снятие санкций, призываю побывать в Донбассе и убедиться, сколько зла принесла людям эта война».
Не забыл он поблагодарить Берлин за поддержку позиции официального Киева.
Порошенко тоже любил преподносить ситуацию в Донбассе не как внутриукраинский конфликт, а как «Украина защищает Европу от варварства, тирании, агрессии, милитаризма, стоит на передовой защиты европейской цивилизации».
Меркель, хоть и призывает не снимать с России санкции, но всё же пытается сохранить баланс в этом вопросе.
«Что касается возвращения России (в ПАСЕ. — Ред.), то мы предпринимали разные попытки, мы ещё не закончили этот процесс. Прилагаются усилия для возвращения России в Парламентскую ассамблею, но это не может быть реализовано любой ценой, должны быть выполнены определённые условия, как это будет решено — увидим», — отметила канцлер.
У Зеленского также запланирована встреча с президентом Германии Франк-Вальтером Штайнмайером, который, будучи министром иностранных дел страны, предложил формулу, согласно которой закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вступает в силу на временной основе в день выборов, а на постоянной основе — после опубликования отчёта ОБСЕ об итогах выборов.
В отличие от визита в Брюссель, где Зеленский пытался шутить, чтобы перевести разговор в комфортную для себя плоскость, в Германии он постарался быть серьёзным и завоевать расположение Ангелы Меркель. Зачем? Объяснил министр иностранных дел Украины Павел Климкин: «Канцлер поддерживает Украину более рьяно, чем кто-либо другой в немецкой политике и бизнесе. Не просто последовательно, а именно упорно. За это ей большая благодарность. Спрашивают, почему я назвал визит президента в Париж и Берлин «разведкой боем». От этого визита многое зависит: желание Макрона и Меркель повлиять на параметры возвращения российской делегации в ПАСЕ, весь клубок газовых дел, их общие подходы к судьбе оккупированных украинских территорий и, что самое важное, желание их отстаивать».