Он подчеркнул, что то, что в народе называется блокадой, таковой не является. Ведь Совет по национальной безопасности и обороне (СНБО) принял решение лишь о временном запрете перемещения грузов через линию столкновения. А новое решение необходимо принимать также на уровне СНБО.
А вот спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик сказал, что вопрос о разблокировке торговли подняли в ЛДНР. Он подчеркнул, что ОБСЕ всегда выступала и выступает за то, «чтобы эта тенденция разрыва внутри страны была не только прекращена, но и восстановлена ситуация, предшествующая марту 2017 года».
Чужую стратегию за свою
«Я думаю, что у Зеленского есть какая-то сырая стратегия, а опытного политика Кучму уговорили снова быть представителем Украины в Трехсторонней контактной группе и найти моменты, по которым возможен какой-то прогресс, чтобы в итоге все это вложить в некую стратегию», — предположил эксперт-международник Владимир Воля.
По его мнению, заявление пресс-секретаря президента Украины Юлии Мендель о том, что дорожная карта по мирному урегулированию конфликта на Донбассе будет обнародована после 19 июня — это косвенное подтверждение того, что программы у главы украинского государства по Донбассу пока нет.
Кроме того, предложенная Зеленским дорожная карта на самом деле не является идеей его команды. Это возвращение к дорожной карте, которая должна была появиться согласно договоренностям лидеров «нормандской четверки» на октябрьском саммите в Берлине в 2016 году, напомнил политолог.
Политический инструмент
«Сайдик сказал, что, мол, Украина не так все поняла и что речь шла об инициативе со стороны ЛНР и ДНР, которая в пассивном режиме была поддержана Россией. Я могу предположить, что он сделал это заявление, так как посчитал, что процесс обсуждения проблемы пойдет легче, если непризнанные республики будут выступать, как заинтересованные стороны», — размышляет директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
Слова Кучмы верны, говорит он, но блокада неподконтрольных территорий — это политический инструмент Украины. Так, Толстов не видит ничего плохого в том, что Мартин Сайдик вешает ответственность за отмену экономической блокады на ЛДНР, «поскольку это наименее договороспособная сторона в этом механизме». А если специалист ОБСЕ свяжет неподконтрольные республики некими обязательствами по отмене блокады, это уже пойдет в актив евро-посланника, поскольку он может основывать на этом свою договорную позицию. И Кучма не будет против.
Временное прекращение торговли с Донбассом есть, зато процветает контрабанда. В подобных случаях она всегда идет по обходному пути, в том числе — путем изменения адреса товаропроизводителя и/или перерегистрирования фирм и компаний на другие юридические лица. Например, добываемый в блокированной зоне уголь, все еще нужный Украине, регистрируют на легальную компанию, чтобы можно было подписать законные транзитные документы и купчую. В том числе, антрацит из ДНР приобретается через Белоруссию и даже через Россию.
С чего начинается комиссия
Толстов подметил, что после введения блокады 15 марта 2017 года СБУ начало проверку тех бизнес-структур Украины, которые имели какие-либо филиалы на территории ОРДЛО или иные представительства — системы связи, чьи объекты обслуживались украинскими фирмами.
«Причем во всех случаях прямые контакты были прекращены, но вопрос был в том, что в каком-то городе у какого-то сотрудника в гараже складировано некое оборудование, записанное на счет активов предприятия, находящегося в каком-либо городе Украины», — пояснил эксперт.
Он оценивает действия Владимира Зеленского как стремление создать хотя бы предпосылки для выполнения своих обещаний по перезагрузке Минских соглашений и прямых переговоров с Россией. Перезагрузка «Минска» уже в действии, уверен Сергей Толстов. Свидетельство тому заявления Кучмы: чтобы гасить конфликт, необходима отмена блокады. Скорее всего, утверждает политолог, экс-президент объявил об этом на заседании Трехсторонней контактной группы.
«Трехсторонняя комиссия начинается с совещания Сайдика, Кучмы и Грызлова. А затем для расширенного обсуждения они либо приглашают представителей ЛДНР, либо перемещают вопросы в соответствующие подгруппы. Известно, что Леонид Кучма приглашен на экономическую подгруппу следующего заседания», — сказал Толстов.
Условия для разблокировки
Как будет разблокирован товарооборот с Донбассом? Это не так просто. Ведь СНБО для этого вопроса созвать пока сложно. А Владимир Зеленский не может подписать новый указ, который провозгласит указ Порошенко утратившим силу. Вернее, он не сделает этого до тех пор, пока не будет разработана соответствующая схема.
«Первое предварительное условие, которое я вижу: соглашение о мире и обеспечении безопасности. Правда, я не совсем понимаю, что значит соглашение о полном прекращении огня, в котором одна из сторон не будет вести ответный огонь на провокационные обстрелы за исключением стрелкового оружия», — отмечает политолог.
Такая двоякость может быть нейтрализована за счет последовательной декларации всех участников процесса о том, на каких условиях, с какими обязательствами и санкциями они обеспечивают прекращение огня.
Вторым условием, уверен Толстов, должна быть разработка алгоритма по выполнению отмены блокады экономических связей между Украиной и ОРДЛО. Естественно, в рамках этого документа действия обеих сторон должны быть последовательны.
Также важны, по словам эксперта, возобновление транспортного сообщения и решение проблемы статуса украинских предприятий, находящихся под прямым управлением — то есть национализированных ЛДНР.
Должен устроить всех
Эксперты сомневаются в том, что все предписания будут подготовлены к 19 июня. Возможно, какой-то проект и будет подписан, но он уже сейчас должен быть показан народу и миру. Что уже ясно — отмена блокады выгодна и Украине, и неподконтрольным республикам. Налаженная торговля с ОРДЛО может восстановить не только рынки сбыта, но и энергетический баланс украинского государства. А ЛДНР в сфере энерго- и водоснабжения все-таки зависят от Киева. При хорошем исходе понемногу придут в норму экономические расчеты, а скандалы в связи с незаконной куплей-продажей сойдут на нет.
Но сперва должен быть подготовлен план, который устроит не только всех переговорщиков Минского формата, а и всех участников «нормандского формата».