Действительно, эти две партии роднит очень многое. Сегодня ни у «Слуги народа», ни у «Силы и чести» нет ни полноценных региональных отделений, ни четкого круга сторонников (не говоря уж об активистах), а есть электорат, собранный в ходе президентской кампании новичками Владимиром Зеленским и Игорем Смешко. Напомним, в первом туре 21 марта шоумен занял первое место с 30,24%, а бывший глава СБУ — шестое с 6,04% голосов.
Преторианцы либертарианства
Первое место в рейтингах с огромным отрывом от прочих партий стабильно удерживает «Слуга народа». По данным опроса Социологической группы «Рейтинг», проведенного с 16 по 21 мая, за партию Зеленского готовы проголосовать 33,3% от числа всех опрошенных, 37,1% от числа намеренных идти на выборы и 43,8% от числа тех, кто собирается голосовать и определился со своим выбором (идущая второй «Оппозиционная платформа — За жизнь» набирает соответственно 8,1%, 8,9% и 10,5%).
Схожие результаты дает опубликованный 3 июня совместный опрос Центра «Социальный мониторинг» и Украинского института социальных исследований им. А. Яременко, проведенный с 15 по 31 мая: 30,8% от числа всех опрошенных и 40,9% от числа тех, кто собирается голосовать и определился со своим выбором (в опросе представлены только эти категории), готовы голосовать за «Слугу народа».
Это огромные цифры, сопоставимые с тем, что давали «Блоку Петра Порошенко» опросы в начале сентября 2014 года. Но по итогу партия президента тогда пришла второй, получив по партийным спискам 21,82%.
Сможет ли Зеленский не растерять этот электорат за два месяца до 21 июля, не разочаровать значительную часть избирателей, не перехватят ли их другие политические силы (как это сделал в 2014 году раскрученный с нуля за месяц с небольшим «Народный фронт»)? Эти вопросы остаются открытыми.
«Антинародные политические теории, ведущие к обеднению и социальной незащищённости». В сети раскритиковали решение партии Зеленского «Слуга народа» выбрать либертарианство в качестве своей идеологии https://t.co/gMuoXXBaDe pic.twitter.com/mrLL3LZWtV
— RT на русском (@RT_russian) 23 мая 2019 г.
Отдельная тема — идеология новой партии. «В основе идеологии нашей партии лежит идеология либертарианства», — заявил 22 мая в интервью «Левому берегу» представитель президента в Раде Руслан Стефанчук и пояснил, что имеет под этим в виду: «Основная миссия — сломать систему и предложить новую модель экономики, где государство становится сервисом, предлагает иное качество предоставляемых услуг, запускает частные инициативы во все сферы, где существует судебная защита любой инициативы, куда придет инвестор и получит гарантии, рабочие места».
Это заявление уже вызвало немало ироничных комментариев, вплоть до того, что не перепутали ли Стефанчук и его коллеги либертарианство с либерализмом. Но в данном случае путают идеологии скорее комментаторы.
Позиционирование «Слуг народа» как либертарианцев выглядит отнюдь не так уж глупо.
Во-первых, либертарианство — это действительно мировая альтернатива существующим экономическим моделям, набравшая особую популярность в США после кризиса 2009 года, где ее поддерживали «Движение чаепития» и сенатор Рэнд Пол. Объясняется это все достаточно просто — классическая американская экономическая модель предполагала свободный рынок, но во время кризиса стало ясно, что главным игроком в экономической сфере стало государство, выбиравшее, какие из идущих на дно фондов и банков спасти (санировать), а какие нет. Добавим к этому раздражение американцев тем, что в нулевые годы государство начало активно шпионить за ними, прикрываясь «Патриотическим актом» 2001 года, а Агентство национальной безопасности превратилось в монстра, сопоставимого с печально известными спецслужбами Старого Света. Отсюда и желание вернуть все на круги своя, минимизировав вмешательство государства в жизнь граждан.
Во-вторых, любой партии нужна своя собственная, отличная от прочих, идеология, а они все уже на Украине кем-то заняты: прозападные партии выступают за классическую либеральную экономическую модель, Ляшко, аграрии и осколки Партии регионов — за протекционизм для отечественной промышленности, автономисты (пока что в этой нише представлена лишь Украинская галицкая партия) — за экономическую защиту отдельных регионов, классические левые — за социализм советской (коммунисты) или западной социал-демократической (социалисты) модели, есть сторонники откровенной диктатуры и т.д. А вот поляна либертарианства пока что не занята, на ней действует только такая же молодая и интернетная «Демократическая секира», но уровень ее и «Слуги народа» не сопоставим.
В-третьих, либертарианство выглядит удачным ответом на главные проблемы, которые называют украинцы уже много лет на любом соцопросе, — коррупцию и неэффективную работу чиновников. Так давайте вообще максимально «урежем» государство (до набора «сервисов для граждан»), его управляющий аппарат и регулирующие функции!
В-четвертых, либертарианство как идеология хорошо подходит тому слою, который изначально являлся ядерным электоратом Зеленского — молодым образованным горожанам. Учитывая, что эти люди реже прочих ходят голосовать, очень важно заинтересовать их в поддержке «Слуги народа» на парламентских выборах, пообещав радикальные перемены в деятельности госаппарата. Наверняка понравится такая идеология также мелкому и среднему бизнесу, который давили сначала Виктор Янукович со своей «семьей» и «смотрящими», а потом и Порошенко со своими клевретами.
Для прочих избирателей можно будет подать эту идеологию в формате, который тоже озвучил Стефанчук в том же интервью: «Сделать нормальное государство, где есть политическая воля и нормальные отношения человека и государства, где человек является высшей ценностью». То есть «за все хорошее против всего плохого», как уже зло пошутила бравшая у него интервью главный редактор «Левого берега» Соня Кошкина.
«Украинский Лукашенко» в погонах
Таким же аморфным политическим проектом выглядит и «Сила и честь» Игоря Смешко, стабильно занимающая пятое место в рейтингах партий и балансирующая на грани преодоления 5%-ного барьера в Верховную Раду.
По данным «Рейтинга», за «Силу и честь» готовы проголосовать 3,8% от числа всех опрошенных, 4,3% от числа намеренных идти на выборы и 5,1% от числа тех, кто собирается голосовать и определился со своим выбором. По данным опроса «Социального мониторинга», «Сила и честь» набирает 3,8% от числа всех опрошенных и 4,9% от числа тех, кто собирается голосовать и определился со своим выбором (в предыдущем опросе, проведенном 20-23 мая, было чуть больше — соответственно 4,2% и 5,7%, до этого вторая цифра стабильно держалась с апреля на отметке 5,1%).
«Акционеры, вложившиеся в Смешко, это бывший глава таможни от коммунистов Игорь Калетник, владелец «Индустриальной группы» Виталий Гайдук, многолетний бизнес-партнер Смешко Владимир Сацюк и др.". https://t.co/1VBYcjutXx
— ВАСИЛЬ КОЛОМІЄЦЬ (@_UKRAINIAN100_) 2 июня 2019 г.
Судя по опросам, к концу прошлого месяца партия начала понемногу терять популярность и опускаться в рейтингах ниже заветного 5%-ного барьера, в связи с чем 31 мая на пост главы избирательного штаба партии был оперативно «откомандирован» популярный журналист и телеведущий Дмитрий Гордон, в январе успешно раскрутивший малоизвестного ранее широкой публике Смешко в качестве едва ли не «спасителя Отечества».
Итак, Смешко в Раде нужен. Но зачем? На президентских выборах он перехватывал часть голосов у Анатолия Гриценко, выступая в той же нише «настоящего офицера, человека чести, борца с коррупцией и олигархами». На выборах же в заксобрание потенциал «Гражданской позиции» Гриценко всегда был слаб, сейчас составляет около 2%, то есть дело в чем-то другом.
Смешко собирает голоса принципиально иного электората, нежели Зеленский, эти два политика полностью различаются — один тяжеловесный и серьезный, из старого времени, другой — молодой и легкий, предельно современный. При этом оба неожиданно удачно «выстрелили» на выборах, не будучи известными политиками (их вообще никто не рассматривал как серьезных кандидатов) и минимально вкладываясь в рекламу.
«Его кампания была построена на консерватизме, а сам он себя позиционировал как эдакий Александр Лукашенко — сильный диктатор, но в то же время хозяйственный и надежный», — описывал 2 апреля изданию «Страна» позиционирование Смешко на выборах политолог Руслан Бортник. По сравнению с Гриценко бывший глава СБУ внешне выглядел более «советским» и поэтому собрал голоса в основном в Центре страны.
Учитывая, что тот же самый Дмитрий Гордон активно раскручивал и Зеленского в начале президентской кампании, очень сложно избавиться от ощущения, что и заказчик раскрутки двух кандидатов был один (а кто стоял за Зеленским, известно), хотя та же «Страна» предполагала, исходя из данных своих источников, что Смешко лоббировали экс-президент Леонид Кучма и бывший премьер-министр (1995-1996 годы) и секретарь СНБУ (1999-2003 годы) Евгений Марчук. Но в общем-то одно другому не мешает — тот же Коломойский берет под крыло и чужие проекты (например, «партию мэров» Геннадия Кернеса и Геннадия Труханова), помогая завести их в Раду в обмен на партнерство и лояльность.
Есть и другие версии о том, кто стоит за Смешко. Они начали озвучиваться в массмедиа как раз в последние дни, когда стало очевидно, что его партию можно выбить из избирательной гонки, опустив ее рейтинг ниже 5%. Например, на «Обозревателе» опубликован 2 июня целый список (кроме того, был оперативно размещен 2 июня на YouTube видеоролик): «Акционеры, вложившиеся в Смешко, это бывший (в 2010-2012 годах. — Авт.) глава таможни от коммунистов Игорь Калетник, владелец «Индустриальной группы» Виталий Гайдук, многолетний бизнес-партнер Смешко Владимир Сацюк и др.».
Как стало известно 2 июня, Смешко ответил на это подачей исков в суды и обещаниями поставить этот процесс на конвейер. Интересно, что упомянутая выше публикация на «Обозревателе» уже недоступна, видимо, удалена из-за жалобы Смешко. В свою очередь, возглавивший штаб партии Гордон уверенно зомбирует публику с экранов телевизоров, появляясь в популярных телешоу: «На выборах в Раду партия «Сила и честь» под руководством Смешко наберет очень много голосов». Не просто много, а очень много!
Результат этих партий — главная интрига выборов, тогда как с «Блоком Петра Порошенко» (сменившим название на «Европейскую стратегию»), «Батькивщиной» и продолжающими грызться частями «Оппозиционного блока» все хотя бы более-менее прогнозируемо.