Для реализации этих полномочий и создана Администрация президента, которая должна быть заполнена высококвалифицированными людьми, способными не дать лидеру государства скатиться в авторитаризм. Для этого они должны ежедневно координироваться с министрами правительства, которое является центром исполнительной власти. Тогда как президент должен исполнять локальные функции.
Объясните, почему упало 90 банков
После победы на выборах президента, начиная с 22 апреля, у Владимира Зеленского было время провести основательные консультации со специалистами по судебно-правовой реформе. Но кроме заявлений ничего не было сделано. В этом убежден старший научный сотрудник Института государства и права Национальной академии наук (НАН) Украины Николай Сирый.
По его мнению, Зеленский или ответственные из его команды должны озвучить имена ключевых фигур на новой политической сцене и предоставить им необходимые полномочия.
«Эта работа, в первую очередь, не управленческая, а идеологическо-аналитическая. Необходимо сказать, в чем проблема реформы имени Петра Порошенко, которая за 5 лет набрала 5% поддержки населения. Общество заслуживает услышать из уст уполномоченных президента, в чем проблема и что нужно делать принципиально иначе, чтобы доверие к системе правосудия росло минимум в 10% ежегодно», — пояснил правозащитник.
Он привел в пример показательный случай: президент уполномочен назначать в систему Нацбанка целый ряд ведущих лиц. У президента есть реальные рычаги управления политикой Нацбанка и других структур. А за время правления Порошенко закрыто более 90 банков. И граждане хотели бы объяснений: нормально ли, когда останавливается деятельность такого количества банков? Что было ключевой проблемой в банкопаде и с каким багажом Украина идет дальше? Ведь финансовая система — это один из ключевых регуляторов жизни и развития общества в правовом государстве.
От демократии к автократии
Эксперты отмечают, что Украина имеет 30-летнюю историю президентства в разных модификациях. Иногда парламент был приложением к лидеру государства, Администрация президента (АП) — первым правительством, а Верховная Рада — только исполнителем его воли. Были и моменты противостояния между Кабмином и президентом и его АП.
Специалисты уверены, что Владимир Зеленский должен тщательно проанализировать эту «историю отношений».
«Леонид Кучма после принятия Конституции функционировал в ее рамках, но уже начались процессы по расширению его конституционных полномочий — интерпретации тех или иных положений. Масштабы понимания правопорядка расширялись с каждым новым президентом. Виктор Ющенко готовил возвращение к полномочиям президента 1996 года. Ему этого сделать не удалось», — напомнил кандидат юридических наук и экс-вице-спикер Верховной Рады Виктор Мусияка.
«По-донецки» переписал Конституцию Виктор Янукович, легитимизировав это дело референдумом, который, правда, не получился. Тогда решением Конституционного суда главный закон в редакции 1996 года был возвращен. И только после этого была создана Конституционная ассамблея.
«Это был антиконституционный переворот. Уже был готов текст относительно судебной власти, и его необходимо было быстро внести в тело будущей Конституции перед вынесением на референдуме», — вспоминает Мусияка, которые работал в Конституционной ассамблее в этот период.
До конца перевернуть Конституцию Виктору Януковичу не удалось из-за Майдана 2013/2014 годов, во время которого в том числе была возвращена Конституция 2004 года. Но Петр Порошенко тоже начал искать возможности по расширению своих полномочий. Уже спустя месяц после его официального вступления в должность, поступило предложение внести изменения в Конституцию, где функции президента были заметно расширены.
«После досрочных выборов в парламент в 2014 году не было разделений ветвей власти, а под конец (нахождения Петра Порошенко на посту. — Авт.) выстроилась сплошная авторитарная власть. Там, где были сбои, вносились коррективы. Парламент просто штамповал то, что давала Администрация президента — массу антиконституционных законов», — оценил профессор каденцию Порошенко.
На волоске
Зеленский же либо покажет всем, что просто возьмет «наследство» от предшественников и пойдет с ним дальше. Либо же обнародует новую стратегию развития государства. Однако пока у него нет рефлексии на те или другие общественные запросы.
«Например, в своей инаугурационной речи он сказал, какие действия он хотел бы видеть от парламента, но тут же сказал: «Я распускаю Верховную Раду» и предложил высшим чиновникам Кабмина написать заявления об уходе. Сразу все ветви власти почувствовали, что они на ниточке — одни должны бежать на перевыборы, а Кабмин уже не является стабильным, хотя премьер Гройсман выполняет свои обязанности до формирования нового правительства», — разъяснил академик.
Чего изволите?
Тем временем Запад будет продолжать вмешиваться во внутренние дела государства, ставя ему жесткие условия взамен финансовой поддержки. И Киев продолжит эти условия выполнять.
«Пока мы зависим от денег МВФ. Но когда Кабмин и парламент в таком состоянии, с кем разговаривать Западу? С одним президентом? Но они чётко понимают: главный в системе государственной власти — с парламентом, судебной властью — это президент. Они нам сделали абсолютно неконституционной Антикоррупционный суд. Теперь это настаивание на уголовном наказании за незаконное обогащение», — заметил правовед.
Украинское законодательство вмещает в себя более 20 статей Уголовного кодекса, которые фактически устанавливают наказания за незаконное обогащение. Сейчас же необходимо внести изменения в Конституцию, согласно которым должностные лица должны доказывать, что они владеют имуществом на законных основаниях.
«Нужно хотя бы обсуждать эту возможность. Пока этого нет, это антиконституционные действия. Пока с нами так себя ведут, а мы отвечаем: «Чего изволите?» — констатирует Мусияка, который не хотел бы продолжать такую стратегию «развития».
Даже и не открывали
Правозащитник утверждает, что причина комплекса патернализма кроется в вопиющем незнании гражданами прав и механизмов работы власти, описанных Конституцией. Так, исследование Центра Разумкова, на которое ссылается Мусияка, гласит: только до 10% украинцев целиком изучили главный закон, до 40% — отдельные его положения, а 50% вообще не открывало Конституцию.
«Тогда как мы можем ожидать, что деятельность власти можно контролировать через институты гражданского общества? Государство тоже должно участвовать в просвещении людей. Нельзя прийти к власти и не предложить какую-то стратегическую вещь», — утверждает Виктор Мусияка.
К примеру, Зеленский призывает нардепов отменить депутатскую неприкосновенность. Однако же Венецианская комиссия настаивает на том, что в таких неустойчивых демократиях, как Украина, полностью лишать народных избранников неприкосновенности нельзя. А вот ограничить ее можно. Так что президенту необходимо не только реагировать на общественные запросы, а и заниматься государственными делами. Поэтому он на зубок должен знать свои конституционно-правовые компетенции.
Только правовой Украине дадут деньги
Глава правления ОО «Центр политико-правовых исследований» Михаил Лев отметил, что в течение почти месяца не были назначены даже исполняющие обязанности глав облрайгосадминистраций. А между тем Зеленский на выборах обещал конкурсы на эти должности. Сейчас же Администрация президента не говорит, как эти начальники будут назначаться, а также не комментирует попытки Порошенко назначать госслужащих высшей категории без конкурса.
«Налоговая даже ничего не делает для поступлений от обработки земель по временным договорам. Правоохранители занимаются рейдерством, и никто этому не дает ни политической, ни юридической оценки», — сетует Лев.
Он добавил, что согласно исследованиям, проводимым инвесткомпаниями, инвестиции не заходят в Украину именно из-за недоверия к правоохранительной и судебной власти. В 2017 году страна получила $2,6 млрд прямых иностранных инвестиций, в 2018 году их приток сократился до $2,4 млрд. По подсчетам экспертов, если бы судебная реформа была завершена и не оказалась бы столь политизированной, в 2020 году можно было бы рассчитывать на $25-28 млрд дополнительных инвестиций.